Запрос депутатов Мажилиса о повышении качества образования

29 января т.г. депутаты фракции «Народные коммунисты» Мажилиса Парламента РК А. Конуров, Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, В. Косарев, М. Магеррамов, И. Смирнова, Т. Сыздыков направили депутатский запрос относительно выработки антикризисных мер по повышению уровня грамотности и качества образования.

Премьер-Министр РК

В целях решения накопившихся системных проблем в сфере образования и науки, повышения ее конкурентоспособности принята Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы (далее - Госпрограмма). 

Госпрограмма нацелена не только на обеспечение планомерного развития системы образования и науки, но и на устранение рисков, выявленных по итогам международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS, ICILS и PIAAC. Госпрограммой предусмотрен целый ряд инициатив, механизмов, индикаторов и показателей, направленных на улучшение качества образования посредством развития кадрового потенциала, обновления содержания образования, развития инфраструктуры и цифровизации, трансформации системы управления и финансирования, модернизации научно-исследовательской деятельности. Для стимулирования качественной работы педагогов и повышения их статуса ввводятся ваучерная система повышения квалификации, посткурсовое сопровождение педагогов, а также предусмотрено ежегодное увеличение на 25% заработной платы педагогов, доплаты за квалификационную категорию, степень магистра, классное руководство, проверку тетрадей и т.д. 

В целях обеспечения функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях образования пересматриваются образовательные программы. Они ориентированы на формирование общелогических умений, коммуникативных компетенций, гибких навыков (soft skills, hard skills), предполагающих обучение на протяжении всей жизни. За счет государства и частного сектора развивается инфраструктура системы образования и до 2025 года будет построено 800 новых школ, более чем на 650 тысяч мест. 

В рамках программы «Ауыл - ел бесігі» планируется строительство 114 интернатов для сельских опорных школ. Предусмотрено полное обеспечение школ современными предметными кабинетами физики, химии, биологии, STEAM и их 100% оснащение компьютерами. Основной упор делается на сокращение разрыва в 2 качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися. 

Прорабатывается вопрос «шефства» сильных школ над школами с низкой результативностью в вопросах менеджмента, педагогической поддержки, учебно-методического обеспечения. Для этого Министерством образования и науки совместно с автономной организацией образования «Назарбаев интеллектуальная школа» в школах Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской областях в пилотном режиме реализуется проект по выравниванию качества обучения. Учителя, работающие в сельских школах, обеспечиваются методической поддержкой по работе с учащимися в совмещенных классах. Внедряются проекты «Мобильный учитель» (обеспечение отдаленных сельских школ педагогами путем организации их проезда) и «Временная семья» (проживание учащихся в семье в населенном пункте, где расположена опорная школа). 

Также в рамках проекта «Модернизация среднего образования» при финансовой поддержке Всемирного Банка 4944 сельских малокомплектных школ будут оснащены оборудованием, ноутбуками, цифровыми образовательными ресурсами на 14,2 млрд тг. Для измерения уровня функциональной грамотности обучающихся по аналогии с инструментами международных сопоставительных исследований PIRLS, PISA, ICILS, TIMSS, SAT совершенствуются форматы и содержание итоговой аттестации учащихся, ЕНТ, внешнего оценивания учебных достижений обучающихся и др. С текущего года будет измеряться композитный индекс удовлетворенности студентов, выпускников, работодателей качеством высшего образования. С 2021 года будет проводиться профессиональная сертификация выпускников вузов по педагогическим специальностям. 

Наряду с этим, на основе лучших практик внедряется обновленная система оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования. В этих целях вводятся лицензирование дошкольных организаций, рейтинг дошкольных организаций с учетом родительского мнения, система оценивания WorldSkills, оценка деятельности руководителей организаций образования по KPI. С целью дальнейшего повышения общего уровня грамотности населения Министерством образования и науки совместно с заинтересованными государственными органами разрабатывается Дорожная карта развития непрерывного образования в Республике Казахстан до 2025 года. 

Указанные меры позволят улучшить качество казахстанского образования на всех уровнях, повысить уровень грамотности как молодежи, так и взрослого населения. Детальная информация по вопросам, изложенным в депутатском запросе, прилагается. В целом, работа в указанных направлениях продолжается и находится на постоянном контроле Правительства. 

Приложение: на 3 стр. 
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться