Запрос депутатов Мажилиса о развитии агропромышленного комплекса

18 сентября 2019 года депутаты Мажилиса Парламента РК В. Косарев, Ж.Ахметбеков, Г.Баймаханова, Ж.Дуйсебаев, К.Ержан, С.Звольский, Р.Ким, А.Конуров, М.Магеррамов, О.Оксикбаев, И.Смирнова, К.Султанов, Т.Сыздыков, А.Тасбулатов, Ю.Тимощенко, М.Чирков направили запрос касательно проекта «АПК инновация».
Премьер-Министр - Аскар Мамин

Министерством сельского хозяйства 26 сентября текущего года проведено совещание с участием разработчиков Проекта, где был детально рассмотрен Проект с его возможной пилотной реализацией в Акмолинской области.

В целях выработки механизма реализации Проекта в пилотном режиме, в третьей декаде октября текущего года планируется проведение повторного совещания с разработчиками Проекта, а также с участием представителей агробизнеса.

О принятых решениях в рамках совещания МСХ проинформирует Вас дополнительно.

Более детальная информация по вопросам, поднимаемым в запросе в связи с Проектом, представлена в приложении.

Приложение

Касательно образования в областях акционерных агрокластеров, а в районах агрокомплексов с дочерними компаниями по растениеводству, по животноводству, кооперативов по обслуживанию населения по принципу государственно-частного партнерства

Основными задачами государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) являются повышение уровня доступности и качества товаров, работ и услуг с учетом интересов и потребностей населения, привлечение инвестиций в экономику государства путем объединения ресурсов государственного партнера и частного партнера.

Необходимость реализации любого проекта ГЧП должна основываться на целесообразности, необходимости и возможности его реализации в соответствии с законодательством в области ГЧП. Предлагаемая схема противоречит долгосрочной задаче построения в Казахстане эффективной рыночной экономики и потребует корректировки Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года в части отказа от политики сокращения государственного участия в предпринимательской деятельности.

Таким образом, предложенная схема создания новой модели развития агропромышленного комплекса (далее – АПК) не соответствует основным направлениям политики государства по развитию АПК и принципам построения рыночной экономики в государстве.

Касательно создания сельскохозяйственных кооперативов на базе круглогодового стойлового содержания дойных коров

Круглогодовое стойловое содержание дойных коров зависит от создания прочной кормовой базы.

При этом, в настоящее время в сельскохозяйственных кооперативах неразвита кормовая база. В частности, в рационе животных отсутствует такой молокогонный корм как силос, в связи с чем, кооперативы не могут рассчитывать на получение круглогодового высокого удоя.

В этой связи, в настоящее время в сельскохозяйственных кооперативах самый приемлемый вариант содержания коров – это свободно выгульное, пастбищно-стойловое содержание.

Касательно формирования академии агропромышленных наук

В целях внедрения в АПК новых технологий и знаний, а также подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям рынка труда, в 2015 году создано некоммерческое акционерное общество «Национальный аграрный научно-образовательный центр» (далее – НАО НАНОЦ).

На сегодняшний день в системе НАО НАНОЦ в сфере аграрной науки действуют 13 – научных исследовательских института, 3 – научных производственных центра, 18 – сельскохозяйственных опытных станций и опытно-производственных хозяйств, а также создаются 14 региональных агроцентров.

В 2018 году увеличено программно-целевое финансирование для проведения научных исследований в области АПК с 4,2 млрд тенге до 7,6 млрд тенге, ведется работа по переориентации науки на потребности бизнеса, преимущественно настроив ее на трансферт существующих новых технологий.

Вместе с тем, для ведения постоянного поиска инновационных технологий, перспективных научных разработок, которые можно адаптировать к условиям производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции в Казахстане на базе Казахского национального аграрного университета в пилотном режиме функционирует Агротехнологический хаб (далее – Агрохаб), который является платформой, обеспечивающей взаимодействие аграрной науки, образования и производства.

Производственная структура Агрохаба включает: фонд аграрных исследований, технопарк, научные центры и лаборатории, бизнес - инкубатор.

В этой связи создание академии агропромышленных наук на сегодня нецелесообразно.

Касательно создания агропромбанка и инвестиционного фонда развития АПК

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» создание в республике специализированных отраслевых банков с участием государства, за исключением акционерного общества «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана», не допускается.

Кроме того, из Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства от 27 августа 2014 года №954 следует, что создание специализированных государственных банков по развитию отдельных отраслей экономики (сельскохозяйственного, индустриального, почтового) является неэффективным ни с точки зрения повышения конкурентной среды, ни с точки зрения расходов государства по поддержанию стабильного функционирования деятельности данных банков.

На основании изложенного предложение о создании агропромбанка не поддерживается.

Касательно использования новейшей системы налогообложения, в основе которой заложен рост производительности труда

Действующая льготная система налогообложения для субъектов АПК в виде специальных налоговых режимов (далее – СНР) для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов и СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога предусматривает действенные меры по стимулированию роста производительности труда.

В связи с чем, вопрос использования новейшей системы налогообложения, в основе которой заложен рост производительности труда, на данном этапе не рассматривается.

Касательно выделения кормопроизводства в отдельную отрасль, передав ей пустующие земли

Учитывая важность увеличения производства кормов, доля которых в структуре себестоимости животноводческой продукции составляет до 70%, местными исполнительными органами принимаются меры по переводу отрасли кормопроизводства на интенсивный путь развития. Так, ежегодно принимаемые меры по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур, увеличению объемов государственной поддержки, развитию семеноводства, техническому перевооружению отрасли кормопроизводства способствовали расширению посевных площадей кормовых культур и росту производства кормов. Необходимость увеличения объемов производства кормов продиктована также ростом поголовья скота в сельскохозяйственных формированиях.

Согласно меморандумам, заключенным Министерством сельского хозяйства (далее – МСХ) с акиматами областей по диверсификации структуры посевных площадей, в 2021 году намечается довести площадь кормовых культур в пашне до 4 443,4 тыс. га, что на 992,0 тыс. га больше по сравнению 2017 годом, в том числе площадь силосных культур планируется довести до 244,7 тыс. га (больше – на 125 тыс. га), однолетних трав до 1 004,4 тыс. га (больше – на 331,4 тыс. га), многолетних трав до 3 169,3 тыс. га (больше – на 530 тыс. га).

Для обеспечения потребности животноводства в кормах к 2021 году намечается дополнительный посев кормовых культур на землях коренного улучшения – 0,9 млн га.

Также, для возделывания кормовых культур на землях коренного улучшения будут использованы бросовые земли, где ранее возделывались сельскохозяйственные культуры, и которые можно с успехом трансформировать в кормовые угодья.

Касательно особого контроля забоя маточного и низковесного скота

Следует отметить, что сельскохозяйственные животные находятся в собственности у сельхозтоваропроизводителей (далее – СХТП), в связи с чем осуществление регулирования (контроля) забоя скота уполномоченным органом не представляется возможным.

Вместе с тем, в целях сохранения маточного поголовья крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота, МСХ совместно с Министерством финансов разработан и принят Приказ «О некоторых вопросах вывоза сельскохозяйственных животных», который зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 октября 2019 года за №19466.

Касательно создания условий для выращивания птицы в подворьях, обеспечив их молодняком и кормами на превентивных началах

В рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2017 – 2021 годы в целях обеспечения продовольственной безопасности предусмотрено увеличение объема производства мяса птицы.

Итоги 2018 года показывают, что в сельхозпредприятиях ежегодно производится около 97% и 78%, соответственно, от всего объема мяса птицы и яиц.

Таким образом, производственные показатели и состояние текущей ситуации говорят о том, что дальнейшее развитие птицеводства будет развиваться на промышленной основе.

При этом, для желающих заниматься птицеводством отечественные птицефабрики имеют возможность реализовать суточный молодняк птицы для выращивания в личных подворьях, а также корма (комбикорм) по рыночной цене.

Касательно возрождения крупного машинного производства, а также образования: структуры, разрабатывающей агротехнологии; Казагростроя; Казагромеханизации с сервисными центрами по обслуживанию сельхозтехники, заводами по выпуску сельхозтехники; Агроснаба, обеспечивающего производство техники и средств механизации ручного труда

Государственная программа индустриально-инновационного развития позволила нарастить в республике объем производства сельскохозяйственной техники за 2010 – 2018 годы более чем в два раза.

С 2010 года началось расширение продуктовой линейки, запущено производство различных видов навесного оборудования и техники для сельскохозяйственных нужд.

В настоящее время Министерством индустрии и инфраструктурного развития (далее – МИИР) ведется работа по увеличению локализации сельскохозяйственной техники (далее – СХТ) на территории Казахстана. В соответствии с Предпринимательским кодексом между МИИР и производителями заключаются соглашения о промышленной сборке на СХТ, что дает возможность производителям СХТ получать налоговые и таможенные преференции.

Так, МИИР заключено 31 соглашение с 8 производителями СХТ, которые предусматривают выполнение технологических операций и углубление локализации до 50 %.

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики создание государственных централизованных структур, обеспечивающих производство, реализацию, а также сервисное обслуживание СХТ потребует огромных финансовых затрат при остром дефиците бюджетных средств на развитие АПК.

При этом стоит вопрос рентабельности и самоокупаемости указанных структур. Созданные в 2003 – 2005 годах в областях машинно-тракторные станции финансово не оправдали себя и практически не действуют или ликвидированы.

Необходимо отметить, что практически все крупные поставщики или производители СХТ создают или создали за счет собственных инвестиций сервисные центры по поставкам запасных частей и ремонту СХТ.

Также хорошо зарекомендовали себя сервисно-заготовительные центры, созданные при поддержке социально-предпринимательских корпораций на основе государственно-частного партнерства.

Таким образом, в условиях рыночной экономики создание требующих огромных финансовых затрат государственных централизованных структур, обеспечивающих производство, реализацию, а также сервисное обслуживание СХТ будет экономически нецелесообразным.

Касательно открытия акционерных обществ по хранению, переработке зерновых культур, заготовке, подработке и распространению семян зерновых и кормовых культур

Содержание имущественных комплексов хлебоприемных предприятий (далее – ХПП) высокозатратно и требует постоянного вложения инвестиций в их модернизацию и поддержание технологического оборудования в работоспособном состоянии.

В этой связи была осуществлена приватизация ХПП, и, в данный момент основная их доля находится в частной собственности. Указанное обстоятельство позволило существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления за счет усиления ответственности собственников.

В настоящее время оказание услуг по хранению зерна на ХПП – это вполне устоявшийся рынок, данная деятельность подлежит лицензированию и регулируется Законом Республики Казахстан «О зерне», а также иными законодательными актами Республики Казахстан.

На сегодняшний день по республике функционирует 187 лицензированных ХПП.

Вместе с тем, необходимо отметить, что общая емкость хранения зерна в республике составляет 27,1 млн. тонн, в том числе на ХПП 12,2 млн. тонн, у СХТП – 14,9 млн. тонн. Указанного объема мощностей хранения достаточно для хранения урожая с учетом остатков прошлых лет.

Кроме того, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О семеноводстве» деятельность по производству и реализации семян осуществляется аттестованными производителями семян.

Производством и реализацией семян занимаются 340 аттестованных субъектов семеноводства, из них производством оригинальных семян – 42, производством элитных семян – 111, семян первой, второй и третьей репродукций – 187.

При этом в рыночных условиях СХТП самостоятельно выбирают, у кого приобретать семена (у отечественных производителей семян либо у иностранных производителей семян).

Учитывая вышеизложенное, открытие акционерных обществ по хранению, переработке зерновых культур, заготовке, подработке и распространению семян зерновых и кормовых культур нецелесообразно.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться