Запрос депутатов Мажилиса о недропользовании

25 декабря 2019 года депутаты фракции ДПК «Ак жол» А. Перуашев, Е. Барлыбаев, Е. Никитинская, К. Абсатиров, Б. Дүйсенбинов, Д. Еспаева, М. Қазбекова, также депутат фракции «Nur Otan» О. Оксикбаев направили депутатский запрос касательно казахстанских поставщиков услуг недропользователей.

Премьер-Министр РК

Касательно нарушения сырьевыми гигантами интересов казахстанского малого и среднего бизнеса 

В целях защиты интересов казахстанского малого и среднего бизнеса в соответствии с Кодексом «О недрах и недропользовании» у каждого недропользователя в рамках контракта на недропользование имеются обязательства, в том числе по местному содержанию в закупках товаров, работ и услуг. 

Общий объем товаров, работ и услуг в закупках недропользователей горнорудного комплекса за 2018 год составляет 1081,4 млрд тг, местное содержание – 53,5 % на сумму 578,1 млрд тг. 

Из них: 

  • объем закупа товаров – 471,6 млрд тг, местное содержание - 20,3% на сумму 95,7 млрд тг; 
  • объем выполненных работ – составил 241,5 млрд тг, местное содержание - 81 % на сумму 195,7 млрд тг; 
  • объем оказанных услуг – составил 368,2 млрд тг, местное содержание - 77,9 % на сумму 286,7 млрд тг. 

Обязательства АО «АрселорМиттал Темиртау» (далее – АМТ) по местному содержанию составляет в товарах- 16%, в работах и услугах - 85%. За 9 месяцев 2019 года АМТ произведено закупок товаров, работ и услуг на общую сумму 315,5 млрд тг, казахстанское содержание составило 229,7 млрд тг или 72,8 %. 

Ежегодно в целях увеличения доли казахстанского содержания между 2 акиматом Карагандинской области и системообразующими предприятиями, в том числе АМТ, заключаются меморандумы о взаимном сотрудничестве по развитию местного содержания. Так, с 2015 года сумма контрактов заключенных в рамках меморандума между АМТ и товаропроизводителями Карагандинской области возросла с 44,9 млрд тг до 103,2 млрд тг (за 11 месяцев 2019 года). 

Работа в данном направлении будет продолжена. 

Касательно задолженности АМТ перед подрядными организациями 

При Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (далее - МИИР) действует постоянная отраслевая комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. Вместе с тем, на постоянной основе проводится работа, направленная на развитие социального партнерства и регулирование социальных и трудовых отношений. 11 декабря 2019 года в МИИР с участием отраслевых профсоюзов прошло заседание отраслевой комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений в горно-металлургической промышленности. 

В ходе заседания поднимался вопрос о задолженности АМТ перед подрядными организациями. По данным председателя Темиртауского городского профсоюза предпринимательства и услуг сумма задолженности АМТ перед 24 подрядными организациями составляла около 1,5 млрд тг. 

Во избежание конфликтных ситуаций на предприятиях и роста социальной напряженности в трудовых коллективах МИИР уведомило АМТ о необходимости погашения задолженности. В результате АМТ была произведена оплата в размере 800 млн тг подрядным организациям, перед которыми имелась задолженность. 

В настоящее время задолженность по работам и услугам составляет менее одного миллиарда тенге, и она постепенно выплачивается согласно заключенным соглашениям. 

Касательно строгого регламентирования и защиты национальных экономических интересов в деятельности крупных иностранных недропользователей 

В Республике Казахстан к странам с льготным налогообложением или «офшорным зонам» относятся юрисдикции, отвечающие двум критериям (ставка на доходы менее 10%, конфиденциальность информации), перечень которых утвержден приказом Министра финансов (от 8 февраля 2018 года №142). Главными признаками таких юрисдикции являются сверхльготный режим, закрытый доступ к корпоративной и финансовой отчетности, а также минимальные требования к администрированию. 

В свою очередь, Казахстан с такими странами налоговые конвенции не заключает. Вместе с тем, в целях противодействия оттока капитала из страны предприняты ряд законодательных мер по усилению налогового и валютного контроля с их имплементированием к стандартам стран ОЭСР. 

Так, с 1 января 2018 года введены новые правила о налогообложении прибыли, полученной контролируемой казахстанскими налогоплательщиками компанией (КИК) в оффшорных юрисдикциях, согласно которым, резиденты Казахстана обязаны исчислить и удержать подоходный налог с прибыли подконтрольной иностранной компании. 

Также, в Налоговом кодексе закреплена норма по признанию доходом нерезидента полученного аванса (предоплаты) по неисполненным сделкам по истечении 2-х лет с момента выплаты и подлежащему обложению налогом у источника выплаты. 

26 июня 2018 года подписано Многостороннее соглашение об автоматическом ежегодном обмене информацией о финансовых счетах в едином стандарте, участниками которой являются 89 стран (об остатке на счете (или на счетах) денежных средств, дивидендах, процентах и валовой выручки в отношении резидентов стран участниц). 

С 1 июля 2019 года введены в действие нормы по совершенствованию валютного контроля, предусматривающие: 

  • представление банками второго уровня расширенной информации по всем валютным операциям свыше 50 тысяч долларов США Национальному Банку; 
  • обмен информацией между Национальным Банком и Министерством финансов, содержащей банковскую и налоговую тайны; 
  • определение перечня валютных операций, имеющих признаки вывода денег (финансовые займы, не предусматривающие поступление денег на счета в Казахстане, а также беспроцентные займы, коммерческие кредиты на срок свыше 720 дней). 

Кроме этого, действующим Законом Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года предусмотрены меры контроля международных деловых операций с целью предотвращения потерь государственного бюджета, а именно, по сделкам с компаниями, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, налоговые обязательства пересчитываются исходя из уровня мировых цен. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 октября 2019 года №728 «Об утверждении Правил (методики) ценообразования на холоднокатаную, горячекатаную и оцинкованную сталь по кодам ТН ВЭД 7208, 7209, 7210, 7225», установлены правила по реализации на экспорт стальной продукции по рыночным ценам в сопоставимых экономических условиях. 

По результатам государственного контроля по вопросам трансфертного ценообразования АМТ выставлены требования по корректировке дохода от реализации на экспорт стальной продукции за период 2009-2017 годы на сумму –20 млрд тг. 

Учитывая вышеизложенное, на сегодняшний день практически предпринят комплекс превентивных мер по противодействию вывода капитала 4 из страны. 

Касательно вопроса введения в антикоррупционное законодательство понятия «корпоративной коррупции» 

В рамках исполнения рекомендации ОЭСР по распространению термина «коррупция» в частный сектор, Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (далее - Антикоррупционная служба) рассматривается вопрос по внесению в антикоррупционное законодательство понятия «корпоративной коррупции». 

Кроме того, Антикоррупционной службой и НПП «Атамекен» разрабатывается Дорожная Карта, где предусмотрены мероприятия по выявлению препятствий и барьеров, возникающих у отечественных поставщиков при оказании услуг, работ и поставке товаров иностранным недропользователям. В целом вопросы деятельности недропользователей находятся на постоянном контроле Правительства.
 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться