Новый закон о СМИ, повышение уровня журналистики и работа с институтом гражданского общества — развитие информационной отрасли Казахстана по итогам 2020 года

Министерство информации и общественного развития подвело итоги прошлого года и обсудило планы на текущий. На расширенном заседание коллегии МИОР РК с участием заместителя Премьер-Министра РК Ералы Тугжанова с отчетными докладами выступили министр Аида Балаева, вице-министр Болат Тлепов, вице-министр Кемелбек Ойшыбаев, вице-министр Асхат Оралов, председатель Комитета по делам религий Ержан Нукежанов, президент Гражданского Альянса Казахстана Бану Нургазиева, генеральный директор «Atameken Business» Канат Сахариянов. Они рассказали об актуальных вопросах развития гражданского общества в период пандемии, отрасли информации, сферы молодежной и семейной политики и т.д.

Как отметила А. Балаева, государство оказало жизненно необходимую поддержку СМИ, которые, как и все субъекты рынка, находились в серьезном кризисе в 2020 году. 

Большая работа была проведена в части своевременного информирования населения во время первой волны коронавируса. Одним из ключевых факторов стабилизации общественных настроений стало оперативное опровержение фейковой информации и постоянное информирование населения о динамике и масштабах развития КВИ на сайтах stopfake.kz и coronavirus2020.kz. И эта работа успешно продолжается по сей день.

«Таким образом, в сфере информации нам удалось не только сохранить преемственность, но и принять ряд важных решений, способствующих более системно подходить к реализации государственной информационной политики», — сказала А. Балаева. 

Был запущен ряд новых информационных проектов. В рамках празднования 175-летия Абая начал работу телеканал Abai TV. В целях качественного информирования населения о деятельности госорганов, запущены два портала: Единый портал государственных СМИ, который дает гражданам достоверную информацию «из первых уст», а также Единый портал государственных программ, доступно разъясняющий их смысл и пользу для населения.

Как проинформировала министр, в минувшем году Министерство взяло курс на повышение квалификации и переквалификации журналистов, а также развитие отраслевой журналистики. Сейчас эти намерения уже реализовываются. 

«Буквально с 8 февраля первые 50 журналистов начнут специализироваться по медицинской тематике на базе КазНМУ им. Асфендиярова. С 15 февраля не менее 50 журналистов будут повышать знания в религиозной сфере на базе ЕНУ им. Л. Гумилева, а с 22 февраля для еще 50 журналистов занятия начнутся по экологической тематика на базе КазНУ им. Аль-Фараби. Аналогичная работа будет проведена и с другими вузами в аграрной, правовой, экономической и социально-трудовой сферах», — сообщила А. Балаева.

Министр отметила работу над новыми правилами предоставления государственного информационного заказа, а в перспективе — принятие качественно нового Закона о СМИ. Здесь конечная цель — формирование законодательно обеспеченных механизмов единой информационной политики государства. 

«Полагаю, что в этом году концепция законопроекта получит широкое обсуждение с тем, чтобы разработать и принять новый Закон о СМИ уже в 2022 году. А в нынешнем году перед нами стоят не менее серьезные задачи», — сказала А. Балаева. 

Самые главные из них — обеспечение информационной безопасности государства и информационно-идеологическая работа. В качестве одного из направлений начата работа по приграничным территориям, где этот вопрос всегда стоял остро. Разработана Дорожная карта по развитию государственной сети радиовещения в приграничных территориях. Конкурс на радиочастоты уже объявлен. Понятно, что в приоритетном порядке будет рассматриваться программы информационно-аналитической направленности.

Важной задачей также является увеличение доли отечественного информационного контента на телеканалах. 

«В прошлом году мы уже снизили зарубежный контент на 30% и эта работа будет продолжена в нынешнем году. При этом главный акцент мы должны будем сделать на качестве производимого телевизионного контента. Следующим приоритетом хочу обозначить усиление координации информационной работы в регионах, где должны быть выработаны четкие механизмы, способствующие формированию единой информационно-идеологической константы. То есть, необходимо не только продолжать развивать уже запущенные проекты, но и сосредоточиться на практической реализации запланированных ранее кейсов, разрабатывать и предлагать новые актуальные инициативы», — пояснила министр информации и общественного развития.

Кроме того, в уходящем году удалось поднять на качественно новый уровень работу с институтами гражданского общества. 

«Это стало возможным благодаря конкретным механизмам обратной связи, которые мы применяли в нашей работе. Их достаточно много. Приведу лишь один пример: с первых дней мы учредили при министерстве постоянно действующий круглый стол, где не только обсуждаются самые актуальные вопросы, волнующие общество, но и вырабатываются очень полезные и нужные гражданские инициативы», — заверила А. Балаева. 

Состоятельность этих инициатив доказала и работа ІХ Гражданского форума, который в 2020 году прошел особенно содержательно. В целях реализации рекомендации форума в рамках пакета предложений, поступивших от НПО, завершена разработка новых Правил грантового финансирования. Согласно им были сняты многие вопросы, касающийся ненужных бюрократических проволочек и барьеров для творческой реализации социальных проектов. Задача на этот год — эффективная реализация данного документа в условиях тесного партнерства с представителями гражданского общества. По словам министра, в текущем году нужно повышать планку и как следствие — эффективность. Тем более, работать придется в тех же сложных условиях борьбы с пандемией, а вызовов и задач становится больше.

 

О проделанной работе в сфере гражданского общества

Вице-министр информации и общественного развития РК Болат Тлепов в своем выступлении отметил, что сегодня государство предпринимает много мер по регулированию гражданской сферы. Из года в год сеть неправительственных организаций растет как в качественном, так и в количественном отношении. В настоящее время в стране зарегистрировано более 22 тыс. НПО, из них фактически трудятся 16 тыс., 5 тыс. входят в число активных организаций.

«Как отметил в своем Послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев, важно участие представителей гражданского общества в улучшении социально-экономического положения населения. Неправительственные организации получают финансовую поддержку через государственный социальный заказ, гранты. Так, в прошлом году с участием общественных организаций по всей стране реализовано более 1250 социальных проектов, сотни организаций получили возможность дальнейшего развития, 38 общественных организаций получили финансовые вознаграждения», — сказал Б. Тлепов.

По его словам, 2020 год — важный для гражданского общества страны. В прошлом году в сфере гражданского сектора произошли некоторые важные шаги и достижения. Главным стратегическим документом в этой сфере стала «Концепция развития гражданского общества на 2020-2030 годы». Соответственно, постановлением правительства утвержден план ее реализации.

Обеспечение доступности информации — одно из главных направлений работы, которое проводится при выполнении задач по формированию «слышащего государства». В соответствии с законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации», подписанным Главой государства, теперь в каждом государственном органе будет определено уполномоченное лицо или подразделение по вопросам доступа к информации. Также впервые в этом году Президенту будет представлен отчет о состоянии сферы доступа к информации в стране.

По словам Б. Тлепова, ежегодно проводится анализ уровня открытости государственных органов. В прошлом году впервые прошла оценку деятельность не только самих государственных органов, но и их подведомственных организаций. 

«В результате около 150 подведомственных организаций открыли блоги первых руководителей на портале «Открытый диалог». Мы провели большую работу по реализации основного идеологического документа страны – программы «Рухани жаңғыру». В проектах только в 2020 году приняли участие более 8 миллионов человек, проведено более 30 000 мероприятий во всех регионах республики. В целом, в рамках программы «Рухани жаңғыру» помимо плана республиканских и региональных мероприятий реализовано 17 специальных проектов», — сказал Б. Тлепов.

Масштабный комплекс мероприятий сегодня трансформируется в содержательный и переходит в новое качество. В этой связи, с этого года разработана и запущена Дорожная карта по переходу программы «Рухани жаңғыру» в эпоху национальной модернизации. Эти меры охватывают различные группы населения с учетом возрастных особенностей. Он не только модернизирует духовно-познавательное сознание в обществе, но и закрепляет ценности интеллектуальности и добропорядочности.

Вице-министр отметил, что поставлены масштабные задачи и имеются системные планы. При этом приоритет отдается мобилизации казахстанцев на позитивные изменения в обществе и новые проекты, дальнейшему укреплению в гражданском обществе.

 

Об информационной работе и развитии отрасли СМИ

Вице-министр информации и общественного развития РК Кемелбек Ойшыбаев отметил, что по итогам 2020 года главной темой информационной повестки стала работа по борьбе с коронавирусной инфекцией в стране. В целях полной информированности о деятельности всех государственных органов, МИОР разработало и утвердило в Правительстве республиканский медиаплан «Годы, полные созидания» на 2020 год. Его основными направлениями являются 30-летие Независимости, реализация программы «Рухани жаңғыру» и развитие системы волонтеров. В марте и мае, когда в Казахстане было объявлено чрезвычайное положение, решением Правительства был создан Республиканский коммуникационный центр с целью быстрого доведения до населения дел, связанных с противодействием COVID-19.

«Наряду с нашим министерством в его работе принимают активное участие представители Министерства здравоохранения. В марте запущен сайт «Coronavirus2020.kz». Статистические данные, инфографика, дополняются экспертными материалами. Сайт посещают 100 тысяч человек в день. На более чем 41 тыс. обращений, поступивших от граждан Казахстана, госорганы оперативно отреагировали. В мессенджере «Telegram» запущен официальный канал под названием @coronavirus2020.kz, на котором зарегистрировано более 300 тысяч читателей. В целях проведения разъяснительной работы с населением, выявления фейков, дезинформации, распространяемой в социальных сетях и мессенджерах запущен сайт «Stopfake.kz». До настоящего времени около 450 материалов были доведены до общественности, доказав, что они фальсифицированы», — рассказал вице-министр.

Всего в 2020 году по теме КВИ в СМИ опубликовано 274 тыс. материалов.

 

Реализация государственной молодежной и семейной политики

Вице-министр информации и общественного развития Асхат Оралов рассказал о проделанной работе в сфере молодежной и семейной политики в 2020 году. Комплекс мер реализован в рамках принятой Дорожной карты в рамках Года молодежи и Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее».

Во исполнение поручения Президента РК, данного на торжественной церемонии закрытия Года молодежи, постановлением Правительства от 30 декабря 2020 года утвержден «Комплексный план по поддержке молодежи Республики Казахстан на 2021-2025 годы».

В соответствии с документом, запланирован комплекс мероприятий, направленных на активизацию молодежи путем мониторинга жилищных вопросов, содействия их занятости, поддержки молодых ученых и стартап-проектов, реализации проекта «Доступный спорт». Комплексный план состоит из 55 пунктов по 10 направлениям.

По словам вице-министра, в целях обеспечения методологической базы государственной молодежной политики и дальнейшей ее адаптации к актуальным запросам и интересам молодежи разработан национальный доклад «Молодежь Казахстана-2020».

Для совершенствования работы в сфере семейной политики утвержден и реализуется второй этап плана мероприятий по реализации Концепции семейной и гендерной политики РК до 2030 года. Разработан ежегодный национальный доклад «Казахстанские семьи», в котором проведен анализ благосостояния казахстанских семей с учетом влияния пандемии COVID-19. По итогам анализа выявлены вопросы, требующие решения в отрасли, даны рекомендации заинтересованным государственным органам. На основании рекомендаций экспертов будут внесены изменения в планы.

В 2020 году в целях поддержки неправительственных организаций продолжили реализацию социально значимых проектов, в том числе в онлайн формате. В результате, реализовано 22 социальных проекта в сфере молодежной и семейной политики с привлечением 16 неправительственных организаций, организовано более 200 мероприятий с участием более 300 тыс. человек. По реализованным проектам информационный охват в СМИ и социальных сетях составил порядка 11 млн человек. Аналогичные проекты реализованы и на региональном уровне.

Кроме того, формат дистанционной реализации проектов и новые технологии позволили провести работу по усилению организационно-методической базы 209 региональных молодежных ресурсных центров.

«В течение года реализованы новые проекты, в рамках которых свыше 600 тыс. представителей нового поколения со всех регионов страны получили необходимые консультации по различным направлениям государственных программ и инициатив, направленных на поддержку молодежи. Работа в этом направлении будет продолжена и в 2021 году. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, международное сотрудничество в сфере молодежной политики с нашими стратегическими партнерами из стран СНГ продолжилось. Также в соответствии с мировой практикой в стране планируется проработать «индекс развития молодежи» и включить его в документы системы государственного планирования», — сказал вице-министр.

В соответствии с задачами, поставленными Главой государства К. Токаевым, МИОР РК планирует разработать национальный проект «Тәуелсіздік ұрпақтары», ежегодные национальные доклады «Молодежь Казахстана-2021» и «О противодействии семейно-бытовому насилию в Республике Казахстан», определяющие положение молодежи и семьи, а также создать и организовать работу Республиканского проектного офиса по работе с молодежью категории NEET.

 

Реализация государственной политики в религиозной сфере

Председатель Комитета по делам религий Ержан Нукежанов отметил, что в настоящее время в стране сложилась стабильная религиозная ситуация. Министерством информации и общественного развития совместно с местными исполнительными органами ведется системная работа. Кроме того, налажено взаимодействие с другими заинтересованными государственными органами.

Эффективное проведение государственной политики обеспечивала действующая нормативно-правовая база и другие программные документы. В декабре 2020 года принят Комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере на 2021-2023 годы.

В данном стратегическом документе обозначены основные задачи и меры по продвижению светских принципов государства, укреплению государственно-конфессионального и межконфессионального согласия и противодействию распространению радикальной идеологии среди населения.

Также в целях оптимизации государственных услуг в религиозной сфере проводится автоматизация, в настоящее время автоматизировано 6 из 7 услуг. В текущем году эта работа будет полностью завершена.

Согласно социологическим исследованиям 2020 года, среди населения наблюдается высокий уровень поддержки светских принципов.

В целях пропаганды светских принципов проводится масштабная информационно-разъяснительная работа в СМИ и сети интернет. Медиа план «Казахстан — светское государство», утвержденный Министерством, позволил достичь намеченных целей.

Кроме того, 229 региональных информационно-разъяснительных групп, сформированных из 2605 квалифицированных специалистов в религиозной сфере, разъяснили различным представителям общества принципы светскости. Это оказало положительное влияние на соблюдение принципов секуляризма в общественных отношениях. Одним из его конкретных результатов является снижение количества фактов ношения хиджабов в школах страны до 12 раз (с 2462 до 201).

Государственно-конфессиональные отношения в республике выстроены в формате конструктивного диалога и продуктивного сотрудничества с религиозными объединениями. С этой целью продолжают функционировать такие диалоговые площадки, как Совет по связям с религиозными объединениями и Собрание представителей религиозных объединений. 

«Хочу выразить особую благодарность религиозным объединениям страны, которые в период пандемии единогласно поддержали решения государства и выступили с призывом соблюдать карантинные ограничения», — сказал вице-министр. 

В прошлом году на период карантина пришлись крупные религиозные праздники, в числе которых Пасха и Ораза айт. В период празднования Курбан айта в целях обеспечения соблюдения санитарных норм ДУМК при содействии МИОР был запущен сайт «Qurban2020.muftyat.kz», где граждане могли оставить онлайн-заказы и заявки на жертвоприношение. В этих же целях пасхальные богослужения были проведены только с участием священнослужителей и транслировались в прямом эфире на телеканале «Первый канал – Евразия» из Вознесенского Кафедрального собора г. Алматы.

Еще одним важным направлением работы МИОР является проведение информационно-разъяснительной и контрпропагандистской работы, направленной на укрепление иммунитета населения к религиозным радикальным идеологиям. В прошлом году работа в этом направлении была пересмотрена и обозначены основные приоритеты. Основное внимание уделяется качественному результату от количественного показателя. В частности, приоритет был отдан группам населения, которые, возможно, попадут под влияние радикальной религиозной идеологии (торговые точки, строительные площадки и т.д.), и была организована планомерная целенаправленная работа. Вместе с тем, в связи с ужесточением требований карантина, информационно-разъяснительная работа проводилась и онлайн, реализованы методы информирования, носящие новаторский характер.

Кроме того, систематически проводилась работа с приверженцами идеологии деструктивных религиозных течений, которая является одним из важнейших направлений. В 2020 году более 50% приверженцев деструктивной идеологии были охвачены реабилитационными мероприятиями, в результате чего более 3 тыс. из них вернулись к традиционным ценностям казахстанского общества.

Также в рамках спецоперации «Жусан» реабилитированы все женщины, возвращенные из зон террористической активности в начале 2020 года. Однако в связи с присоединением 32 женщин, возвращенных иными способами, этот показатель составил 90%. Продолжается целенаправленная работа по избавлению их от радикальных взглядов и ресоциализации.

Увеличение интереса населения к сети интернет, а также затягивание карантинного периода поставили перед МИОР новые задачи. В связи с этим была пересмотрена работа по информатизации в онлайн-формате, принят комплекс мер. В результате удалось предотвратить рост радикального контента в интернет-пространстве страны. В целях защиты соотечественников от радикальных источников религиозной информации усилена деятельность по их выявлению и ограничению доступа, блокированию, оперативному реагированию на них.

В результате в 2020 году количество соотечественников, зарегистрированных в религиозных радикальных группах в социальных сетях, сократилось на 46% по сравнению с 2019 годом, заблокировано и уничтожено более 21 тыс. материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм и терроризм. В настоящее время в целях повышения эффективности профилактической и контрразведывательной работы в социальных сетях более 350 специалистов в религиозной сфере обучены навыкам новых медиа посредством 7 обучающих семинаров-тренингов.

«Подводя итоги 2020 года, можно с уверенностью сказать, что в результате проводимой работы религиозная ситуация в стране остается стабильной. Конфликты на религиозной почве недопустимы, политика государства в этой сфере пользуется широкой поддержкой среди населения», — сказал вице-министр.

В 2021 году перед Министерством стоит ряд важных задач в сфере религии.

Во-первых, будет продолжена работа по внесению конкретных изменений в законодательство в религиозной сфере через другие отраслевые законы. Предлагаемые изменения предусматривают упрощение вопросов регистрации религиозных объединений, проведения религиозных мероприятий и религиоведческой экспертизы, административных норм. Ожидается, что данные изменения окажут положительное влияние на развитие религиозной ситуации в стране.

Кроме того, планируется обеспечить 100% автоматизацию всех государственных услуг в сфере религиозной деятельности, исключив бумажную альтернативу.

Во-вторых, поставлена цель добиться реабилитации 90% женщин, вернувшихся из зон террористической активности. Ожидается, что подавляющее большинство прибывших женщин успешно войдут в общество, отказавшись от радикальной идеологии.

В-третьих, в целях недопущения радикализации населения необходимо обеспечить охват 70% целевых групп информационно-разъяснительной работой. Также планируется охватить 70% последователей выделенных деструктивных религиозных течений теолого-психологическими реабилитационными мероприятиями.

Разрабатывается дополнительное учебное пособие для учащихся по сохранению гармоничных государственно-конфессиональных отношений в религиозной сфере. Пособие позволит повысить уровень правовой и религиоведческой грамотности учащихся, привить им моральные ценности, патриотизм и иммунитет к радикальной идеологии.

В целях популяризации за рубежом инициатив Первого Президента РК–Елбасы Н. Назарбаева по продвижению межконфессионального и межцивилизационного диалога на высоком уровне будет проведено заседание XIX Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Поставленные перед Министерством задачи являются логическим продолжением ранее реализованных мер по обеспечению устойчивого развития религиозной ситуации в стране и позволяют сохранять верховенство светских принципов государственного устройства, укреплять межконфессиональное согласие и не допускать использования религии в деструктивных целях.

 

Актуальные вопросы гражданского общества в период пандемии

Президент Гражданского Альянса Казахстана Бану Нургазиева в свою очередь доложила об актуальных вопросах гражданского общества в период пандемии.

Как подчеркнула Б. Нургазиева, кризис — это время возможностей. Пандемия заставила радикально пересмотреть привычные методы работы. Дистанцированность привела к обновлению формата коммуникаций. И хотя ничто не заменит личного общения, удалось оперативно адаптироваться к новым условиям и успешно сохранить ценные каналы связи.

Появилось понимание важности и результативности коллективных действий. Благотворительность и волонтерство приняли общенациональный масштаб и стали социальной нормой. 

«Впервые в истории Гражданский форум Казахстана прошел в дистанционном формате как Неделя Гражданского общества. Проведение в режиме онлайн свыше 40 разноформатных диалоговых площадок позволило обеспечить небывалый прежде охват, порядка 20 тысяч человек», — проинформировала президент ГАК.

По итогам Форума выработано более 650 рекомендаций, что подтверждает растущую активность гражданского общества.

Также Б. Нургазиева отметила, что государство в лице Министерства информации и общественного развития оказывает посильную поддержку неправительственному сектору.

«Так, с учетом наших замечаний и предложений при Министерстве создана рабочая группа по внесению изменений в закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях», что отвечает потребностям некоммерческих организаций. Начата также работа по изменению методики выделения грантов, обеспечению прозрачности процедур грантового финансирования. Неправительственный сектор приветствует и поддерживает эти инициативы», — сказала она. 

Вместе с тем есть ряд проблем, которые уже на протяжении многих лет волнует гражданское общество страны. 

Первое. Государственный социальный заказ называют ключевым механизмом взаимодействия власти и НПО. Однако несовершенство данного закона на протяжении 15 лет препятствует институциональному развитию неправительственного сектора. 

«К примеру, закон запрещает право на приобретение любых материально-технических средств, в том числе компьютеров, ксерокса или мебели. Тогда каким образом можно развивать сельские НПО?», — сказала Б. Нургазиева. 

Более того, НПО работают по принципу «от проекта к проекту» или «от конкурса к конкурсу».

Регулирование государственного социального заказа законом о госзакупках усложняет сам процесс реализации социально значимых проектов из-за длительности и сложности процедур.

Акимы готовы выделять средства неправительственным организациям для решения региональных проблем, но не согласны с тем, что, предложив наименьшую стоимость, проект выигрывают НПО из других регионов. По словам Б. Нургазиевой, нереально реализовать проект в Мангистауской области, проживая в городе Алматы и не зная о социальных проблемах и специфике региона.

Всем известно, что неправительственные организации из-за длительности процедур закупок месяцами ждут итогов конкурса. В лучшем случае удается заключить договор в апреле, а чаще бывает в сентябре или октябре. 

Кроме того, сроки реализации проекта привязаны к финансовому году, а не календарному. Не важно, когда был заключен договор, даже если в октябре, проект надо закрыть до конца ноября. Бесспорно, что это отражается на качестве выполнения проекта.

Президент страны К. Токаев в Послании отметил, что «из-за бюджетных и закупочных процедур уходит длительное время. Назрела необходимость внесения изменений в эту схему».

«На наш взгляд, это должно коснуться и законодательства, регулирующего сферу неправительственного сектора. В этой связи предлагаем создать рабочую группу для проведения ревизии всех законов и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность неправительственных организаций, на предмет устранения правовых коллизий, препятствующих эффективной деятельности гражданского общества», — подчеркнула президент ГАК.

Второе. Задача всех госорганов — взаимодействовать с общественными объединениями, вступать с ними в конструктивные отношения, а также финансировать гражданские инициативы, видеть в партнерстве перспективу преодоления локальных кризисов и проблем отрасли.

Однако, несмотря на поручения руководства страны и протоколы Гражданских форумов о необходимости всех государственных органов предусмотреть в бюджете средства на реализацию отраслевого государственного социального заказа, данное поручение выполняется только отдельными госорганами. 

Так, в 2020 году средства на госсоцзаказ на центральном уровне были предусмотрены только в бюджетах министерств информации и общественного развития, здравоохранения, торговли и интеграции, а также Агентства по противодействию коррупции и Генеральной прокуратуры. 

Между тем в условиях сложной эпидемиологической ситуации, экономической нестабильности, как никогда, востребованы услуги представителей общественных институтов в налаживании диалога с населением и проведении разъяснительной работы.

Сегодня правительствами развитых стран ставится задача не построения гражданского общества, а развития социальной сплоченности. 

Социальная сплоченность предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем, преодолении социальной изоляции и социальной дезинтеграции, таких как бедность, безработица, бездомность, сиротство. 

НПО мобильны и оперативны, пользуются доверием у общества и могут выступать в качестве медиаторов. 

Например, их потенциал мог бы быть использован при решении вопросов, связанных с переходом на дистанционное обучение; проблем, возникших при выплате пособий с потерей дохода в период пандемии. 

С учетом вышеизложенного Гражданский Альянс Казахстана предлагает включить в рейтинг оценки эффективности деятельности государственных органов критерий «взаимодействие с неправительственным сектором». 

Любое современное государство нуждается в надежных партнерах внутри самого общества, которые способны содействовать решению существующих проблем.

Гражданский Альянс Казахстана, являясь самой крупной некоммерческой организацией страны, с широкой региональной структурой может стать основной диалоговой площадкой, на которой будет формироваться эффективная коммуникация, происходить преобразование энергии отрицания и неприятия в энергию созидания и желания работать во имя общего блага.

Гражданское общество должно стать новым коридором возможностей для успешного решения задач, которые ставит перед нами динамично изменяющаяся действительность.

 

Постоянный диалог власти и общества

Итоги заседания коллегии ведомства подвел заместитель Премьер-Министра Ералы Тугжанов. Он обозначил приоритетные задачи работы Министерства информации и общественного развития в новых условиях. По его словам, Главой государства К. Токаевым поставлены большие задачи Правительству в рамках «слышащего государства». Как отметил Президент, суть данного подхода не просто в ситуативном реагировании госорганов на ежедневные проблемы населения. Это, прежде всего, постоянный диалог власти и общества.

«Главой государства поставлены конкретные задачи по дальнейшей реализации концепции «слышащего государства». Важным шагом является разработка проекта Закона «Об общественном контроле», по этому вопросу идет тщательная работа. Министерство должно тщательно отработать с общественностью, учитывать все мнения, которые высказываются в этом направлении. Это серьезнейший проект, над которым вместе с вами будем работать, особенно с депутатским корпусом», — сказал Е. Тугжанов.

Также он отметил, что пандемия показала важность развития взаимопомощи между людьми. В рамках разрабатываемого законопроекта по вопросам благотворительности необходимо предусмотреть новые механизмы по стимулированию бизнеса на участие в благотворительных программах. 

В рамках 30-летия независимости необходимо разработать национальный проект «Поколения независимости». По нему тоже есть конкретные предложения. В рамках нацпроекта должны быть предусмотрены конкретные механизмы решения актуальных проблем казахстанской молодежи. Необходимо разработать также новые подходы по совершенствованию семейно-гендерной политики. Данный законопроект проходит определенное обсуждение, в первую очередь, это касается семейно-бытового насилия. 

«Сегодня создана новая депутатская группа, вчера, совместно с депутатами в стенах Парламента, этот вопрос обсуждали. Этот вопрос сегодня волнует общество, есть над чем с вами вместе поработать. Могу сказать, что данный законопроект вызвал определенный резонанс, в принципе, это закономерно и все эти вызовы, безусловно будут учтены», — отметил вице-премьер.

Системная и тщательно выверенная разъяснительная работа Министерства потребуется для обеспечения в общественном сознании принципов светскости и толерантности, особенно среди подрастающего поколения.

«В религиозной сфере необходимо выстроить системную работу. Особое внимание следует уделить не распространению идеологии или религиозного радикализма, особенно в молодёжной среде. Это важная проблема. К примеру, операция «Жусан». Она стала возможна, благодаря непосредственному участию Елбасы и Президента. Можно по пальцам пересчитать страны, которые вмешивались и возвращали на родину своих граждан, вставших на деструктивный путь. Для нас было важным вернуть матерей и детей, поставить на истинный путь. В межэтнической сфере необходимо усилить реализацию практических мер. Для этого нужно определить проблемные вопросы в разрезе регионов, вплоть до каждого села, в котором могут оказать негативное влияние на межэтнические отношения. Провести системно полевые исследования проблем межэтнических ситуаций во всех регионах страны. По итогам которых будут выработаны соответствующие решения», — сказал Ералы Тугжанов.

В условиях пандемии и эффективного информирования населения о принимаемых мерах важен вопрос качественной подачи данных. Информация должна быть объективной и доступной для населения. Поэтому заместитель Премьер-Министра поручил продумать систему подготовки журналистов новой формации с учетом лучшего мирового опыта. 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться