Казахстан вводит обязательную маркировку ряда товаров — Б. Султанов

В ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос о маркировке и прослеживаемости товаров. Казахстан в рамках интеграционных процессов ЕАЭС ввел обязательную маркировку ряда изделий и продукции. Каковы основные направления работы по внедрению системы маркировки и прослеживаемости товаров в стране, рассказали министр торговли и интеграции Бахыт Султанов и председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

Одним из главных направлений Евразийской интеграции является проведение скоординированной политики в сфере обеспечения свободного и законного оборота товаров, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции, отметил в своем выступлении Б. Султанов.

В 2019 году Республикой Казахстан ратифицировано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации на территории Евразийского экономического союза.

В рамках исполнения норм Соглашения Казахстан присоединился к ключевым решениям Евразийской экономической комиссии по маркировке меховых изделий, обуви, духов, шин и покрышек. Путем проведения открытого трехэтапного конкурса определен Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров.

По словам министра, на сегодняшний день, по итогам реализации двухгодичных пилотных проектов в нашей стране введена обязательная маркировка изделий из натурального меха с 1 марта 2019 года и табачных изделий с 1 октября т.г.

Обязательная маркировка меховых изделий позволила выявить нарушителей налогового законодательства, налогоплательщиков, занижавших доходы с целью применения предельного порогового значения по специальному налоговому режиму для льготного налогообложения. В результате, количество субъектов, осуществляющих деятельность на основе патента, сократилось в 13 раз.

Как отметил Б. Султанов, по сравнению с предыдущим годом, в 2018 году количество импортеров, оформивших декларацию на товары, увеличилось на 30%, рост поступлений таможенных пошлин и налогов по импорту вырос на 40%. Рост поступлений внутренних налогов по данной деятельности увеличился в 1,5 раза.

«Если смотреть на опыт других стран, Российская Федерация по ряду товарных категорий маркировка показала эффект «обеления» рынка», — отметил Б. Султанов.

Если ранее объем российского обувного рынка оценивался в 330 млн пар обуви, то после введения маркировки выяснилось, что этот прогноз значительно занижен.

В результате, сейчас в системе российского оператора уже выпущено более 2 млрд кодов для маркировки обуви и рост продолжается.

Маркировка табака за прошедшее время позволила выявить на рынке на 30% больше табачных производителей, оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза.

«Согласно международной практике, маркировка товаров является одним из действенных инструментов, направленных на снижение теневого оборота товаров», —отметил министр.

По его мнению, опыт других стран демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии и Турции собираемость налогов в сегменте алкогольных и безалкогольных напитков выросла на 20% и 142% соответственно.

В странах Евросоюза система цифровой прослеживаемости снизила оборот контрабандной продукции на 30% за 5 лет.

В Соединенных Штатах Америки маркировка лекарственных средств позволила ускорить процесс отзыва с 3 дней до 10 секунд.

«В товарных группах 6 отраслей, по которым в Республике Казахстан предусмотрено внедрение маркировки, объем теневого рынка, согласно экспертизам, достигает до 63%», — констатировал Б. Султанов.

Предполагается, что с введением маркировки данных товарных групп объем легального товарооборота составит 337 млрд тг, а доходы бюджета 58 млрд тг.

По мнению министра, введение маркировки и прослеживаемости вышеназванных товаров без сомнения окажет положительный эффект на экономику нашей страны.

К примеру, будет стимулировать развитие добросовестной конкуренции и увеличит долю легального рынка и объема производств до 30-50%.

Снизит себестоимость и цены на 5-10% от текущей стоимости товаров. Кроме того, благодаря новым рабочим местам, ожидается обеспечение занятости 2-3 тыс. человек.

Повысится эффективность комплексной системы противодействия незаконному обороту товаров.

По данным Министерства финансов c 2016 года на сегодняшний день выявлено контрафактных товаров путем контроля и надзора на сумму более 30 млрд тг.

«Поэтому можно сказать, что вместо дорогостоящих проверочных мероприятий будет внедрена эффективная система очистки рынка. Ожидается, что внедрение комплексной системы маркировки и прослеживаемости товаров даст кумулятивный эффект на бюджет в течение 5 лет в размере 2,6 триллиона тенге»», — отметил Б. Султанов.

По мнению министра, маркировка и прослеживаемость товаров обеспечивает недопущение оборота товаров, оказывающих негативное влияние на здоровье населения, выравнивание условий для бизнеса, гарантирует качество товаров и экономическую безопасность, а также увеличивает поступления налогов в бюджет.

Система обеспечит построение государственной программы, предусматривающей конкретные цели для развития бизнеса. Государство получит дополнительные доходы и обеспечит их возвратность в виде поддержки в рамках программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.

Перед Министерством стоят задачи по анализу товарных групп для дополнения перечня товаров подлежащих маркировке и работы по интеграции информационных систем государственных органов, а также стран-участниц Евразийского экономического союза.

Б. Султанов предложил определить меры государственной поддержки по приобретению маркировочного и идентификационного оборудования, а также локализацию их производства и упаковочных материалов через программу «Экономика простых вещей». А контроль за оборотом и прослеживаемостью маркированных товаров министр предложил возложить на фискальные органы.

Председатель правления АО «Казахтелеком» К. Есекеев в свою очередь отметил, что если с 1 октября 2020 года введена обязательная маркировка табачных изделий (сигарет), то остальные виды табачных изделий (сигары, сигариллы, стики и др.) будут маркироваться с 1 апреля 2021 года.

По словам К. Есекеева, с момента введения обязательной маркировки сигарет (с 01.10.2020) в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано 1000 участников оборота, а также выпущено 283 млн кодов, в том числе нанесено 146 млн кодов. На сегодняшний день маркируется 99,9% подакцизных табачных изделий.

Кроме того, на сегодняшний день Единым оператором для обеспечения продажи маркированного товара проводится активная работа по предоставлению предложений по оснащению розничных точек 2D-сканерами.

С 1 января 2020 года продано более 34.000 шт. 2-д сканеров или 42% торговых точек из 80 000 готовы к обороту маркированных сигарет.

Выбытие кодов марок будет производиться через Оператора фискальных данных ККМ.

Реализация остатков немаркированных табачных изделий предусмотрена в течение года до 1 октября 2021 года.

Также на сегодняшний день Единым оператором совместно с уполномоченными государственными органами проводятся пилотные проекты по четырем товарным группам:

- алкогольная продукция – пилотный проект стартовал 1 июня 2019 года. В рамках пилотного проекта апробирована вся цепочка, от нанесения кода до вывода товара из оборота. Планируемая дата ввода обязательной маркировки по алкогольной продукции 1 апреля 2021 года.

- обувные товары – пилотный проект начат 30 июля 2019 года. В рамках пилотного проекта апробирован процесс нанесения кода. Планируемая дата ввода обязательной маркировки 1 июля 2021 года.

- лекарственные средства – пилотный проект стартовал 9 сентября 2019 года. До конца 2020 года будет проведено тестирование в ТОО «СК Фармация» с использованием технологии этикетирования. Планируемая дата ввода обязательной маркировки лекарственных средств 1 января 2022 года.

- молочная продукция – 1 октября 2020 года стартовал пилотный проект. В настоящее время готовится маркировка экспорта в Российской Федерации. Планируемая дата ввода обязательной маркировки 1 января 2022 года.

В Законе Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» и в ППРК 672 от 10 сентября Правительством определены требования и обязанности оператора.

АО «Казахтелеком» в этой связи акцентирует свое внимание на ключевых аспектах Операторства:

1) Генерация кодов маркировки товаров для бизнеса.

2) Предоставление прослеживаемости для государства.

3) Взаимодействие с интегрированной системой ЕЭК и операторами стран ЕАЭС

4) Предоставление цифрового паспорта товара для участников рынка (Национальный каталог).

5) Разработка бесплатного мобильного приложения Naqty Sauda, для возможности осуществления приемки и вывода из оборота маркированного товара, для участников, не имеющих возможность приобрести 2D-сканер.

6) Разработка бесплатного мобильного приложения Naqty Onim, как инструмент общественного контроля.

7) Создание круглосуточного контакт-центра для обслуживания пользователей ИС МПТ.

«Внедрение системы маркировки товаров приносит выгоды и экономике государства, и бизнесу, и обществу. Среди основных ее плюсов можно выделить снижение теневого рынка на 50% до 2025 года, что приведет к дополнительным поступлениям в бюджет до 2025 года в сумме 58,4 млрд тенге, это по нашим подсчетам», — отметил К. Есекеев.

Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку.

Так, прирост выручки легального бизнеса до 2025 года, по мнению К.Есекеева, составит 336,5 млрд тг.

Кроме того, внедрение системы маркировки предполагает и получение эффекта для экономики в целом, в виде создания экосистемы для IT- рынка, развития сервиса для производителей упаковок, а также расширения рынка для производителей оборудования.




 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться