Дистанционное обучение, онлайн-зачисление в 1 класс, создание сети школ им. Абая — чем запомнился очередной учебный год казахстанцам

На отчетной встрече министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал о проделанной работе в 2019 году и за 4 месяца 2020 года.

 

От качества работы педагога напрямую зависит качество знаний учащихся

Как отметил министр, прошедший 2019 год был очень важным для системы образования и науки. При этом особенностью прошедшего года является не только переход на систему дистанционного обучения всех сфер. Впервые за всю историю независимости страны был принят закон «О статусе педагога». Утверждена и реализуется новая государственная программа развития образования и науки до 2025 года.

«Безусловно, эти документы имеют историческое значение для сферы образования и науки. Закон «О статусе педагога» позволил решить вопросы повышения статуса педагога, освободить их от излишних функций и проверок, не относящихся к задачам, стимулировать материально и морально (доплата за классное руководство, проверка тетрадей, педагогическое мастерство, степень магистра и наставничество). Отдых всех педагогических работников увеличился на 56 дней. Все эти меры будут повышать престиж профессии педагога, стимулировать их к дальнейшему профессиональному росту», — подчеркнул А. Аймагамбетов.

Также министр отметил, что от качества работы педагога напрямую зависит качество знаний учащихся, поэтому педагог не должен отвлекаться на несвойственные функции.

«Он должен понимать, что работает исключительно на знания и воспитание наших детей. Поэтому нами и далее будут предприняты все необходимые меры для повышения статуса педагога и создания необходимых условий для развития и поддержки наших коллег», — отметил министр.

Также в целях снижения нагрузки на учителя сокращено количество документов, которые ежедневно должен заполнять учитель.

Мы об этом давно говорили. Это всего два документа, которые ежедневно должен заполнять учитель. Мы пересматриваем всю эту работу в целом и кардинально. Это касается не только учителей школ, это касается и педагогов дошкольных организаций, колледжей, высшего и послевузовского образования. Педагог должен заниматься непосредственно только своими прямыми функциями. Та отчетность, которая ранее зависела от проверяющих, запросов и других моментов, ее мы сейчас полностью пересмотрели и эти ограничения были полностью сняты», — сказал А. Аймагамбетов.

Приняты меры по повышению качественного состава педагогов. Более 150 тыс. педагогов подтвердили квалификационные категории и получают доплату от 30 до 50% от должностного оклада. 

С этого года усовершенствована система аттестации педагогов, усилены требования к проходным баллам для квалификационных категорий. 

Впервые внедрена аттестация для руководителей организаций образования. Они теперь проходят аттестацию, по результатам которой присваиваются квалкатегории с доплатой к должностному окладу от 30 до 100%. Впервые заработная плата руководителей будет дифференцирована в зависимости от результатов работы.

МОН РК приступило ко внедрению парадигмы образования и воспитания, основанной на ценностях на всех уровнях образования. Она призвана воспитывать казахстанцев, любящих свою родину, готовых служить экономике страны, впитавших в себя семейные ценности.

Осуществляется переход к использованию адаптированных программ, обеспечивающих простой доступ к инклюзивному образованию, внедрению тьюторов в учебный процесс.

Вопрос снижения разрыва между городом и селом находится на постоянном контроле. Выявлены проблемы разрыва между регионами, между районами в одном регионе.

«Сегодня мы ставим цель обеспечить высокий статус профессии педагога, создать безопасную и удобную учебную среду, сократить разрыв в качестве образования между городом и селом. В решении этой проблемы были предусмотрены комплексные меры, во-первых, подготовка педагогов, подготовка учителей по нескольким смежным предметам, изменение системы оплаты труда, укрепление учебно-материальной базы, качество интернета и т. д.», — сказал министр.

 

Совершенствуется система повышения квалификации педагогов

Введен посткурсовой мониторинг и посткурсовое сопровождение педагогов для улучшения их практики преподавания.

«Мы переходим к ваучерной системе повышения квалификации, тем самым создаем возможность для развития рынка этих услуг и конкуренции», — сказал министр.

Кроме того, обеспечена возможность переподготовки, а также бокового входа в профессию. Теперь программы курсов не утверждаются Министерством, что также дает возможность для развития рынка услуг.

Для оказания методической поддержки молодым педагогам внедряется институт наставничества. За наставничество опытных педагогов над вновь принятыми коллегами предусмотрена доплата ежемесячная в размере 17 тыс. тенге.
 

Родители при подаче заявлений смогут сами выбирать детский сад

Принимаются меры по обеспечению доступности дошкольного образования. В 2019 году за счет строительства и через механизмы ГЧП увеличена сеть дошкольных организаций на 500 единиц. Обеспечен охват детей 3-6 лет на уровне 98,5%.

Если ранее постановка на очередь осуществлялась непосредственно в отделах образования, то теперь для исключения коррупционных рисков и удобства родителей прием и постановка детей в очередь автоматизированы. Планируется, что теперь родители при подаче заявлений смогут сами выбирать детский сад. 

Приоритетом остается обеспечение безопасности детей. Одним из ключевых факторов по контролю за безопасностью детей являются системы видеонаблюдения. На сегодняшний день почти 90% дошкольных организаций обеспечены камерами видеонаблюдения. 

Начата работа по новым программам дошкольного образования. Пересматриваются содержание, стандарты и методы дошкольной подготовки.

Благодаря принятию Закона «О статусе педагога» увеличивается заработная плата ежегодно на 25% и дополнительно через новую систему аттестации от 30 до 50%. 

В среднем образовании 96% учащихся перешли на обновленное содержание. В этом году с сентября перейдут 11 классы. В результате будет завершен переход системы среднего образования на обновленное содержание.

 

Как улучшить качество учебников?

По словам А. Аймагамбетова, сейчас большое внимание уделяется качеству учебников. Это наболевший вопрос. Президент страны К. Токаев на августовской конференции педагогов и на заседании Нацсовета давал поручение по улучшению качества учебников.

«Это вопрос не одного дня. Министерство рассматривает вопрос по обеспечению качества учебников комплексно. Это вопросы не только экспертизы, и не только вопросы, которые зависят от издательств. Это системная проблема, которая начинается от подготовки и апробации программ, экспертизы, апробации учебников, подготовленности экспертов и авторов. Дальше это вопросы, которыми занимаются издательства. Здесь в целом комплексная работа. Ответственность сразу и госорганов, и издательств, и национальной академии образования, и других структур. Уже ряд нормативно-правовых актов принят», — сказал министр.

В рамках 175-летия Абая начато создание сети школ и школ-интернатов им. Абая с углубленным изучением гуманитарных предметов. В 10 регионах уже открыты такие школы, до конца года планируют открыть еще в 7 регионах.

 

Перевод учащихся из одной школы в другую будет проводиться в новом формате

Принимаются меры по повышению качества организации питания. Конкурсные процедуры переводятся в электронный формат через портал госзакупок. Ранее это было в бумажном формате, теперь обеспечивается прозрачность конкурсов. Усилится ответственность должностных лиц, допустивших нарушения в конкурсных процедурах. Проработан единый алгоритм деятельности школьных комиссий и межведомственных экспертных групп по контролю за качеством питания. Внедряются видеонаблюдение и безналичная оплата в городских условиях.

До конца 2020 года организации образования должны быть обеспечены системами видеонаблюдения и теплыми туалетами. 

Автоматизируется система приема в первый класс и перевода детей из одной школы в школу. Теперь родителям не придется ехать из одной школы в другую и в бумажном формате сдавать документы. Это можно сделать на платформе еgov. Это позволит сэкономить время для родителей.

Ведется работа по трансформации внешней оценки учебных достижений. С 2021 года будет проводиться мониторинг образовательных достижений обучающихся в 4 и 9 классах, направленный не на оценку предметных знаний, а на замер функциональной грамотности. 

 

800 школ будут построены в Казахстане к 2025 году

Согласно информационной системе «Национальная образовательная база данных», в стране функционируют 54 аварийных, 183 школы с трехсменным обучением и насчитывается более 168 тыс. дефицита мест. 

С учетом демографических и миграционных процессов ситуация с нехваткой инфраструктуры среднего образования в городах может ухудшиться. По прогнозным расчетам к 2025 году дефицит мест может составить порядка 500 тыс. мест. Для этого в рамках госпрограммы запланировано строительство 800 школ.

Но тем не менее глобальная задача стоит не столько по ликвидации трехсменного, но и по переходу на односменные школы.

Сегодня перед министерством стоит задача - не доводить до аварийности здания школ. В прошлом году во время выездной проверки сотрудники МОН РК обнаружили дополнительные аварийные школы. Министр считает, что им не следует замалчивать проблему, необходимо наоборот показывать и решать эти проблемы.

По Дорожной карте занятости и за счет местного бюджета в текущем году более 2 тыс. объектов будут отремонтированы. Это абсолютно беспрецедентный объем. В целом по ДКЗ только на объекты образования выделено более 190 млрд тенге в этом году.

В сфере среднего образования по завершению перехода на обновленное содержание продолжится работа по совершенствованию, обеспечению вариативности учебных программ, модернизации системы оценивания, направленную на замер функциональной грамотности. Ранняя профилизация будет обеспечена за счет внедрения вариативных типовых учебных планов.

 

Особое внимание — вопросам безопасности детей

Сфера охраны прав детей будет меняться на всех уровнях, от села до области, изменится деятельность 228 Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. По предложению общественности в этом году расширяются их функции.

Приоритетом остается обеспечение безопасности детей. В данный момент Министерство работает над совершенствованием законодательства в данной сфере.

Теперь, согласно новой поправке, педагоги и работники сферы здравоохранения и социальной защиты населения обязаны незамедлительно информировать правоохранительные органы о фактах совершения несовершеннолетними или в их отношении правонарушений. Ужесточена ответственность за насилие детей путем увеличения сроков лишения свободы.

При этом остаются стабильно высокими показатели детского суицида. Этому вопросу уделено особое внимание. В этих целях разрабатывается единая программа противодействия суицидам, насилию и буллингу. Каждая область действует по своей программе, есть вопросы по скоординированности и эффективности этих мер.

Социально-психологическая служба все еще работает недостаточно эффективно. Здесь быстрых результатов не бывает, поэтому начата их системная трансформация.

В результате планомерной работы за последние 10 лет количество воспитанников сократилось на 70% — с 14 тыс. до 4 тыс. детей.

За последние 4 года количество воспитанников детских домов сократилось на 42% — с 7 тыс. до 4 тыс. 

Сеть детдомов сократилась на 28% — со 140 до 101. Детские дома трансформируются в центры поддержки детей, и в данной работе участвует гражданское общество.

Дополнительное образование очень важно для развития детей. Сохраняя художественные, музыкальные, танцевальные, туристско-краеведческие кружки, одновременно развиваются новые направления робототехника, СТЕМ-образование, 3Д-принтинг и программирование.
 

Реализация проекта «Бесплатное ТИПО для всех» за три года дала положительный результат

В сфере ТИПО с 2017 года реализуется проект «Бесплатное ТИПО для всех». По проекту 300 тыс. молодых людей получают первую рабочую специальность бесплатно.

Важно отметить, что студент по данному проекту обеспечен социальной поддержкой: одноразовым горячим питанием, стипендией и бесплатным проездом два раза в год.

С июня 2019 года увеличена на 30% стипендия студентов, обучающихся по рабочим специальностям, а с 1 января 2020 года студентам, обучающимся по специальностям среднего звена, на 25%.

В целом реализация проекта за три года дала положительный результат. 

Абитуриентам для сдачи документов не нужно приходить в колледж, он может подать их через портал egov. Но формат сдачи на бумажном носителе еще будет сохраняться.
 

Качество подготовки кадров

Главой государства К. Токаевым было дано поручение предоставить колледжам академическую свободу.

Важно также параллельно осуществить переход на кредитную систему, с накоплением кредитов.

Активно развивается дуальное обучение. Студент более 60% учебного времени проводит на базе предприятий. 72% выпускников, обучившихся по дуальному обучению, трудоустраиваются.

На сегодняшний день дуальным обучением охвачено более 55 тысяч студентов. К 2025 году планируется увеличить охват почти в два раза.

По статусу педагога увеличилась зарплата. По поручению Президента колледжи и детские сады также были включены и двукратный рост заработной платы их также коснется.

Наконец решен вопрос по оплате педагогам колледжей за квалификационную категорию. От 30% до 50% будет надбавка.

Система управления и финансирования образования также сегодня претерпевает серьезные изменения. В рамках поручения Главы государства, данного на августовской конференции, трансформируется модель управления системой образования. В соответствии с современными требованиями сфера образования будет переходить к корпоративному управлению. 

 

В высшем образовании ежегодно увеличивается объем госзаказа

За последние четыре года госзаказ увеличился в 1,3 раз и в этом году составляет 53,8 тыс. грантов.

По поручению Президента с этого года повышается стоимость гранта. Стоимость не менялась с 2011 года. При этом МОН РК обязывает государственные вузы, увеличивать заработную плату.

С 2019 года предусмотрено многократное проведение ЕНТ. От ЕНТ освобождены выпускники ТиПО, поступающие на родственные направления по сокращенным срокам обучения на платной основе. С 2020 года вводится шкала перевода баллов международных стандартизированных тестов SAT, AC и IB в баллы ЕНТ. Лица, обладающие указанными сертификатами, освобождаются от сдачи ЕНТ.

Вводится электронный сертификат ЕНТ и электронное свидетельство о присуждении гранта.

Увеличено время тестирования, разрешены калькуляторы, освободили от итоговой аттестации и жесткие санитарные требования будут соблюдаться.

Сегодня предпринимаются системные меры по повышению привлекательности педагогической профессии. С сентября 2020 г. планируется повышение стипендии с 26186 тенге до 42500 тенге студентам, желающим стать учителями. Предусмотрено повышение проходного балла на обучение по педагогическим специальностям до 70 баллов. Выпускники педагогического профиля уже в этом году смогут претендовать на квалификацию педагога-модератора. Но для этого нужно пройти Нацквал тест и показать свои навыки.

Для профилизации вузов определены требования к вузам, осуществляющим подготовку педагогических кадров (ППС, трудоустройство, образовательные программы с учетом обновленного содержания образования, ОРК, НРК и профстандарта педагога).

В рамках поручения Главы государства продолжается работа по оптимизации вузов, предоставляющих некачественное образование. Уже закрыты несколько вузов. Вопрос решается не только через закрытие, но и объединение, и возврат лицензий по отдельным направлениям подготовки.

 

Как прошло дистанционное обучение в период карантина?

В условиях чрезвычайной ситуации перед МОН РК стояла задача сохранить здоровье учащихся и работников системы образования, не прерывая процесс обучения.

А. Аймагамбетов отметил, что за очень короткое время и дети, и учителя, и родители смогли приспособиться к новым условиям.

«Несмотря на достаточное количество проблем, учебный процесс не был остановлен. Большая благодарность родителям, очень большой груз ответственности, много работы было и у родителей, мы это признаем. Но благодаря их пониманию, активному участию и работе наших коллег, нам удалось этот период пройти, не остановив учебный процесс», — подчеркнул министр.

При этом министр подчеркнул, что «в реальности дистанционное обучение должно быть несколько другим». Поэтому сегодня стоит задача учесть ошибки, недочеты и проблемные моменты.

«Это вопросы киберпедагогики, и нельзя думать о том, что дистанционное обучение – это когда мы просто классно-урочную систему со всеми ее плюсами и минусами включаем в стрим, в Zoom и называем это дистанционным обучением. Это абсолютно неверное понимание», — считает глава ведомства.

По его словам, задача стоит — провести работу по методике преподавания, педагогическим технологиям в режиме дистанционного обучения, по нормативному регулированию, и как оценивать эту систему.

«Вопросов педагогического и технического характера немало, и летний период мы должны использовать, чтобы эти вопросы в обязательном порядке решить», — сказал А. Аймагамбетов.

Также министр отметил, что школы должны быть готовы начать новый учебный год в дистанционном формате.

«Мы надеемся, что ситуация с карантином по коронавирусной инфекцией будет улучшена и в начале следующего учебного года мы все-таки начнем учебу в стенах школ. Но тем не менее мы должны подготовиться и к другому сценарию. В связи с этим в летний период и педагоги, и Министерство образования, и управления должны будут предпринять необходимые меры», — сказал министр.
 

 

Министр образования и науки также ответил на некоторые вопросы, которые поступили от жителей со всего Казахстана

А. Аймагамбетов отметил, что на сегодня большим вопросом является внедрение международных стандартов.

«По последнему чемпионату World Skills Казахстан занял 14 место, у нас очень большой потенциал, мы и дальше будем внедрять стандарты World Skills в учебный процесс»,— подчеркнул он.

Система финансирования и управление образованием также сегодня претерпевает очень серьезные изменения – в рамках поручений Главы государства, данных на августовской конференции, будет трансформирована модель управления системой образования. С 2021 года все отделы образования – районные и городские – передаются на уровень областного управления. 

«Мы проводим большую работу, и я думаю, что с 2021 года эта система уже будет действовать. Вводится институт ротации директоров. Мы подготовили необходимые изменения в новой системе назначения директоров, также в законодательство внедрена норма по согласованию увольнения и назначения руководителей отделов образования районов и городов и управления образования с МОН», — пояснил глава ведомства.

Что касается высшего образования, то объем госзаказа ежегодно увеличивается. Так, за последние 4 года госзаказ увеличился в 1,3 раза и в этом году составит более 53 тыс. грантов. 

«По поручению Президента с этого года повышается стоимость гранта – она не менялась почти 10 лет. При этом, мы обязываем госвузы увеличивать зарплату. Мы сейчас обсуждаем вопрос по установлению минимального порога зарплаты на фонд оплаты труда. Очень важно, чтобы увеличение стоимости гранта повлекло увеличение зарплаты педагогов. Когда мы говорим о том, что в отдельных вузах зарплата преподавателей составляет 70-80 тысяч тенге, это абсолютно неприемлемые цифры», — сказал А. Аймагамбетов.

По его словам, за последний год было значительное увеличение зарплаты на 50-70%.

На вопрос об учащении случаев нарушений прав педагогов, А. Аймагамбетов отметил, что Министерством принят Приказ, где четко обозначено какие документы должен заполнять педагог. 

«Ежедневно он заполняет только два документа. Все другие документы, которые будут вменяться должностными лицами, либо другими категориями – они все являются незаконными. Поэтому у нас в законодательстве предусмотрена ответственность Департаменты по обеспечению качества будут принимать соответствующие меры. Мы уже приняли меры по таким случаям – это административная ответственность и, в целом, вплоть до увольнения. Очень жестко будем реагировать на такого рода нарушения», — сказал глава ведомства

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться