Итоги реализации госпрограммы «Денсаулық», современные медицинские технологии, соцстрахование, или как  совершенствуется казахстанская система здравоохранения

В ходе реализации государственных программ в сфере здравоохранения внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий. Госпрограмма «Денсаулық» на 2016-2019 годы направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов, решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также стала основой для планомерного развития отрасли до 2050 года. Реализация Программы способствовала  устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью в соответствии с ключевыми принципами стратегии политики Всемирной организации здравоохранения. Какие результаты достигнуты в системе здравоохранения в рамках реализации данной госпрограммы и что может изменить внедрение ОСМС в медицинской сфере страны, читайте в обзорном  материале PrimeMinister.kz.

В результате реализации Госпрограммы «Денсаулық» ожидаемая продолжительность жизни достигла в 2018 году 73,15 лет (план 2019 года – 73,13 лет). Индекс здоровья составил в 2018 году 0,818 (план 2019 года – 0,815). Уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи в 2018 году составил 47,84% (план 2019 года – 48%).

Реализованы мероприятия по регулированию цен на лекарственные средства, внедрению этического продвижения медицинских изделий, проведению оценки технологий здравоохранения, расширению перечня бесплатных амбулаторных лекарственных средств, совершенствованию формулярной системы. 

Также принимаются меры по снижению нагрузки на врача ПМСП и дефицита кадров, повышению заработной платы медицинских работников, внедрению медицинских информационных систем в организациях ПМСП.  

 

Оптимизация медицинской инфраструктуры

Предусмотрено проведение оптимизации государственной инфраструктуры здравоохранения путем горизонтальной и вертикальной интеграции и слияния медицинских организаций. На национальном уровне — до 2025 года будет проведена интеграция действующих научно-исследовательских организаций здравоохранения в университетские клиники в соответствии с посланием Главы государства. 

В целом в рамках оптимизации государственной инфраструктуры основное внимание будет уделено высвобождению и перераспределению неэффективно используемых ресурсов в больничном секторе, которое предусматривает оптимизацию лечебно-диагностических процессов для оказания востребованных населением медицинских услуг (ПМСП, реабилитация, паллиативная помощь и пр.), централизацию и децентрализацию оказания некоторых медицинских услуг. 

Реализация этих мер позволит обеспечить дифференциацию и управление коечным фондом в зависимости от интенсивности лечения и, соответственно, слаженное развитие амбулаторной, стационарозамещающей, стационарной и реабилитационной медицинской помощи.

Новым Госнормативом предусмотрены следующие изменения.

На районным уровне по амбулаторным организациям врачебные амбулаторий открываются на каждые 1500 обслуживаемого населения (вместо — 2000 человек). По остальным объектам параметры сохраняются. По больничному сектору предполагается концентрация медицинской помощи на двух уровнях: районной и межрайонной больниц.

Так, на базе ряда районных больниц будут организованы межрайонные больницы, благодаря чему специализированная медицинская помощь по узким профилям (урология, неврология) станет доступней сельскому населению.

На городском и областном уровнях предусмотрено открытие участков ВОП от 1500 обслуживаемого населения. Особый акцент делается на разукрупнение первичного звена путем открытия центров ПМСП. Консультативно-диагностическая помощь концентрируется на уровне больничных организаций, специализированные центры будут развиваться на базе многопрофильных больничных организаций.

 

Таким образом, по сравнению с 2016 годом к 2025 году предполагается увеличение на сельском уровне количества Центров ПМСП и поликлиник с 207 до 253, врачебных амбулатории с 1323 до 1393. На городском уровне — диагностических центров и поликлиник с 187 до 206, центров ПМСП с 7 до 36, врачебных амбулатории с 61 до 99.

 

Лекарственное обеспечение и внедрение ПУЗов

В 2018 году проведена централизация лекарственного обеспечения, приняты меры по обеспечению прозрачности закупа лекарств путем их проведения в режиме онлайн трансляций, внедрен электронный учёт выдачи бесплатных лекарств. Полная автоматизация системы лекарственного обеспечения с переходом на электронные рецепты планируется до конца 2020 года. 

В 2019 году список лекарств, закупаемых для бесплатного обеспечения увеличился на 108 наименований, по сравнению с 2018 годом. Учитывая снижение предельных цен в списке единого дистрибьютора на 40%, при закупе на 2019 год удалось сэкономить 22,1 млрд тг.

Кроме того, в рамках Госпрограммы внедрены программы управления заболеваниями (далее – ПУЗ) по трем заболеваниям: артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, сахарный диабет. 

ПУЗ позволяет формировать солидарную ответственность людей за свое здоровье и управлять болезнью, с целью профилактики осложнений и необоснованных госпитализаций. Динамическим наблюдением охвачено более полутора миллиона человек, из них в ПУЗ вовлечены 462,5 тыс. человек (28,4%).

Процесс привлечения в ПУЗ показывает хорошую динамику, так по итогам 11 месяцев в ПУЗ привлечены 553 869 человек (30,4%), за аналогичный период 2018 г. — 218 471, из них активных участников больше половины — 356 475 (64,3%). 

Программа показывает свою эффективность — отмечается снижение госпитализации среди пациентов, участвующих в ПУЗ (1,6%), среди пациентов, состоящих на д/у (5,1%).

 

Поддержка молодых специалистов

Для решения вопроса дефицита кадров ежегодно увеличивается число грантов для обучения в медицинских вузах страны, внедряется социальная поддержка молодых специалистов в областях, за счет бюджетных средств проводится повышение квалификации медицинских работников.

Распределение молодых специалистов в текущем году ведется с использованием платформы Электронной биржи труда enbek.kz.

Необходимо отметить, что распределение на работу выпускников клинических специальностей интернатуры и резидентуры в текущем году проходило в соответствии с учетом заявок по потребности из регионов.

В 2018 году из 706 (15%) молодых специалистов прибывшим в сельскую местность только 355 (50%) предоставлены подъемные пособия, 102 (14%) выделено жилье, 134 (19%) предоставлен бюджетный кредит. 

В 2019 году из 720 молодых специалистов прибывших в сельскую местность 658 предоставлены подъемные пособия, в том числе по программе «С дипломом в село» — 205, за счет средств местных исполнительных органов — 157, за счет средств медицинских организаций — 296, выделено жилье, в том числе арендное — 618, предоставлен бюджетный кредит — 66 специалистам.

Медицинскими организациями на портале Еnbek.kz размещена информация об актуальных вакансиях с указанием мер социальной поддержки, предоставляемых местными исполнительными органами. 

В текущем году в рамках Года молодежи размер подъемного пособия увеличен с 70 до 100 МРП и должен составлять не менее 252 500 тг.

В настоящее время показатель обеспеченности врачебными кадрами на 10 тыс. населения составляет: в городах 56,8, в селах 16,1, наибольший дефицит врачебных кадров наблюдается в Акмолинской (447), Северо-Казахстанской (416), Западно-Казахстанская (378), Карагандинской (361), Костанайской (324) областях и городе Алматы (321).

По республике недостаточно следующих специалистов: ВОП (834), педиатров (266), терапевтов (259), анестезиологов-реаниматологов (347), акушер-гинекологов (201), неонатологов (137), офтальмологов (154), невропатологов (154), психиатров (176), специалистов по лучевой диагностике (141).

 

Цифровизация здравоохранения и уникальные медицинские технологии

Объем оказания высокотехнологичных медицинских услуг в 2016 году составил — 71 637, в 2017 году — 81 623, в 2018 году — 105 841, в 2019 году — 8688.

Из них количество оказанных услуг по уникальным технологиям: в 2016 г. — 1039, 2017 г. — 1136, 2018 г. — 1363, в 2019 г. — 1 476. 

К уникальным медицинским технологиям относятся новые медицинские технологии, основанные на современных достижениях науки и техники.

Кроме того, разработана и утверждена трехуровневая система медицинского обеспечения населения.

Новая модель ГОБМП определяет четкие границы обязательств государства и реализует общепризнанный международный стандарт по всеобщему охвату населения базовыми медицинскими услугами.

Для оптимизации рабочих процессов медицинских работников государственными медицинскими организациями ведется работа по переходу на безбумажное ведение медицинской документации.   Исключены 62 формы первичной медицинской документации, 234 форм ведутся в электронном формате.

Для улучшения доступности медицинской помощи населению внедрены мобильные приложения. Это позволяет повысить качество деятельности медицинского персонала, оптимизировать очереди в поликлиниках и повысить удобство для пациентов.

За счет предварительной записи через электронные сервисы живые очереди сокращены на 30%. 

Оснащенность компьютерами организаций здравоохранения составляет 98%, охват до уровня районного центра и 92% охват ниже уровня районного центра.

В МИС созданы и заполнены локальные электронные паспорта здоровья 17,7 млн человек, что составляет 94,69% или от общего количества населения.

В рамках реализации цифровизации системы здравоохранения осуществляется внедрение электронного паспорта здоровья и интеграция ИС здравоохранения с ИС медицинских организаций.

В целом цифровизация системы здравоохранения будет реализовываться путем внедрения и разработки МИС и мобильных приложении.

Данная реализация будет состоять из следующих составляющих:

  • Искусственный интеллект;
  • Доступ пациента и врача к электронному паспорту здоровья;
  • Единое хранилище данных;
  • Интеграционная платформа.

Электронный паспорт представляет из себя свод данных о пациенте, диагнозы, поставленные лечащим врачом, систему управления качеством медицинских услуг, платежные системы, аналитическая система, медицинская статистика, а также большие данные.

Большие данные будут накапливаться в течении 4 лет с 2018 по 2021 годы, данные будут поступать с мобильных приложений, медицинских информационных систем, через электронное правительство, а также через государственные органы.

Сбор и хранение данных о состоянии здоровья пациента будет осуществляться с момента рождения и на протяжении всей его жизни.

Наряду с этим, будет обеспечено участие пациента в сборе и достоверности данных о состоянии его здоровья, а также пациентам будет предоставлен постоянный доступ к данным 24/7 в электронном виде.

В целях повышения цифровых навыков и информированности медицинских работников Министерством, совместно с акиматами и разработчиками медицинских информационных систем на постоянной основе проводится обучение врачей среднего медицинского персонала, молодых специалистов, вновь поступивших на работу навыкам.

Также проводится информационно-разъяснительная работа среди населения по применению веб/мобильных приложений и других решений цифрового здравоохранения.

На сегодняшний день в Министерстве здравоохранения функционирует 22 ИС.

Для полноценного запуска ОСМС из вышеуказанных систем, 10 ИС необходимо интегрировать с медицинскими информационными системами. 

На текущий момент проведены интеграции по всем 10 ИС, которые обеспечивают объединение данных и предоставляет их пользователям
в унифицированным виде.

Реализована интеграция с порталом «Дополнительный компонент подушевого норматива» в части приема посещений в организации первично-медико-санитарной помощи и патронаж новорожденных на дому.

В целях обеспечения учета оказанных услуг реализована интеграция с Единой платежной системой в части определения источника финансирования и получения данных по специализированным службам (центры крови, скорая помощь, патологоанатомическое бюро).

Для определения источника финансирования при госпитализации реализована интеграция с Порталом «Бюро госпитализации».

При этом, реализована интеграция с ИС «Лекарственное обеспечение» в части получения сведений о лекарственных средствах по договорам закупа Единого дистрибьютора в рамках ГОБМП и ОСМС.

Кроме того, реализована интеграция с Регистром беременных и женщин фертильного возраста в части получения информации о взятии и снятия с учета беременных женщин.

Также, реализована интеграция с Электронным регистром диспансерных больных в части получения сведений о диспансерных больных.

 

Обязательное социальное медицинское страхование

С 1 января 2020 года начато полномасштабное внедрение системы ОСМС по всей стране.

В настоящее время принята и актуализирована большая часть подзаконных нормативных правовых актов по оказанию медицинской помощи на всех уровнях (первичной медико-санитарной, консультативно диагностической, стационарной, стационарозамещающей помощи и медицинской реабилитации),  необходимых для внедрения системы ОСМС и новой модели ГОБМП.

Внедрение ОСМС предусматривает трехуровневую систему медицинского обеспечения населения.

Первый уровень обеспечивает предоставление ГОБМП за счет государственного бюджета для всех граждан РК, оралманам и постоянно проживающим иностранцам. 

Этот пакет включает следующие виды бесплатной медицинской помощи: скорая помощь и санитарная авиация, первичная медико-санитарная помощь по месту прикрепления; экстренная стационарная помощь, паллиативная помощь, полный спектр медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и основных хронических заболеваниях, включая лекарственное обеспечение.

Второй уровень — пакет ОСМС для застрахованного населения, который обеспечит услуги сверх ГОБМП и  будет включать: консультативную, диагностическую помощь и бесплатное рецептурное лекарственное обеспечение по широкому спектру заболеваний; стационарозамещающую помощь, плановую стационарную помощь, реабилитацию и восстановительное лечение

Третий уровень — это медицинские услуги, не входящие в пакеты ГОБМП и ОСМС. Они предоставляются платно или за счет добровольного медицинского страхования. 

Новая модель ГОБМП определяет четкие границы обязательств государства и реализует общепризнанный международный стандарт по всеобщему охвату населения базовыми медицинскими услугами.

В рамках запуска пилотного проекта внедрения ОСМС в Карагандинской области был реализован интеграционный сервис по определению статуса застрахованности граждан.

Для определения статуса застрахованности и получения актуальной и своевременной информации об ОСМС для граждан РК были разработаны информационные плагины, которые размещаются на сайтах заинтересованных организаций, а также разработаны боты в Telergam (@SaqtandyryBot) и WhatsApp (+7 700 103 1406).

Утверждена Дорожная карта по автоматизации государственной услуги «Выдача информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе ОСМС», подписано соглашение о реализации интеграции ИС «Saqtandyrý» с Порталом «электронного правительства» (далее – ПЭП).

Что касается интеграции информационной системы государственных органов, то запущена ИС Фонда «Saqtandyrý», позволяющая определять статус застрахованности в системе ОСМС. Проводится работа по ее интеграции с ИС НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» для обмена данными по 15 льготным категориям граждан и присвоения им статуса, застрахованного в системе ОСМС. 

Информация по льготным категориям формируется в ИС МТСЗН (АИС ООП) на основании данных из ИС 6 центральных госорганов.

На сегодня проведена интеграция и передаются данные с ИС 5 государственных органов (МЗ, МВД, МЮ, Министерство финансов, МТСЗН) по 12 категориям.

Вместе с этим, решается вопрос передачи данных по оставшимся 3 категориям (дети, студенты, лица, фактически воспитывающие ребенка до 3 лет).

По состоянию на 1 января текущего года передано из государственной базы данных физических лиц: 

  • дети — 6 304 830 человек
  • неработающие лица, воспитывающие ребенка до достижения им возраста 3 лет — 156 631 человек
  • лица, обучающиеся по очной форме обучения — 680 317 человек.

 

План мер по управлению общественным здоровьем на 2018-2021 годы

Планом предусмотрена реализация мероприятий по межведомственному взаимодействию, в том числе по вопросам здорового образа жизни и здорового питания, профилактике поведенческих факторов риска, направленных на снижение бремени неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения.

В рамках Госпрограммы для повышения солидарности и развития общественного здравоохранения реализуется План мер на 2018-2021 годы. Разработана и внедрена система оценки деятельности службы общественного здравоохранения. Проводится работа по активному противодействию незаконному обороту наркотических средств, курительных и некурительных табачных изделий.

В целях снижения содержания соли в продуктах питания заключен меморандум с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» и казахстанскими производителями. Активно проводятся массовые мероприятия в рамках продвижения здорового образа жизни. Продолжается реализация национального календаря прививок против 21 инфекции. Иммунизация населения достигла 97%.

Для реализации программ по пропаганде здоровья на систематической основе привлекаются местные исполнительные органы, организации образования, а также неправительственный сектор. Заключен ряд меморандумов о взаимопонимании с международными и национальными неправительственными и коммерческими организациями, среди которых ОО «Нур Отан», ОФ «Темекісіз», проект «Uyatemes.kz» о половом просвещении, а также рядом медицинских вузов. 

Ведется работа в сотрудничестве с Всемирной организацией здравоохранения, Детским фондом ООН и Фондом ООН в области народонаселения для методологической и технической поддержки совершенствования службы общественного здравоохранения. 

Начата реализация нового проекта — «Здоровые города и регионы за здоровье», в рамках которого предусмотрено расширение сотрудничества с населением, местными исполнительными органами, бизнесом и неправительственным сектором для улучшения инфраструктуры и создания окружающей среды, безопасной и благоприятной для сохранения и укрепления здоровья.

С целью профилактики поведенческих факторов риска возникновения заболеваний приняты меры межведомственного характера, в том числе экономические (поэтапное повышение акцизов на табачные изделия, совершенствование правил продажи табачных изделий по опыту развитых стран; запрет на косвенную рекламу со стороны табачной индустрии), обеспечение защиты прав некурящих на чистый воздух (расширение зоны запрета на курение в общественных местах), пропагандистская работа, активизация информационного освещения по пропаганде здорового образа жизни.

В целях законодательного закрепления солидарной ответственности граждан за свое здоровье в проекте Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»  предусмотрены нормы, направленные на повышение солидарной ответственности за сохранение здоровья не только граждан, но и работодателей, а именно — недопущение к работе лиц, не прошедших обязательные медицинские осмотры, профилактические осмотры, создание условий работодателями для прохождения профилактических медицинских осмотров и др.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться