Новая госпрограмма «Нұрлы жол», ГЧП и вопросы регистрации авто с иностранными номерами: что обсуждали на заседании Правительства и в кулуарах

22 октября т. г. на очередном заседании Правительства рассмотрен ход реализации государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы и проект на 2020-2025 годы, также обсуждены вопросы государственно-частного партнерства. По итогам заседания состоялась пресс-конференция, где спикерами выступили представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития. В кулуарах Правительства представители средств массовой информации получили ответы на интересующие вопросы по актуальным тематикам.

В ходе рассмотрения первого вопроса Премьер-Министру доложили, что за последние 5 лет в развитие транспортной отрасли инвестировано порядка 5 трлн 800 млрд тг. Благодаря таким масштабным вложениям:

  • доля транспорта в ВВП выросла с 7,9% до 8,2% в 2018 году, а по итогам 2019 года ожидается на уровне 8,3%;
  • создано более 400 тыс. рабочих мест;
  • производительность труда выросла в 1,7 раз. Общий транзит контейнеров вырос в 3 раза; 
  • построено и реконструировано 3 тыс. км автодорог республиканского значения, отремонтировано 15 тыс. км автодорог областного и районного значения, введено в эксплуатацию 1,4 тыс. км новых железных дорог;
  • проведена модернизация 6 взлетно-посадочных полос в аэропортах Уральска, Петропавловска, Алматы, Семей, Костанай, Балхаш. 

Как отметил Глава Правительства Аскар Мамин, сформирована устойчивая транспортно-логистическая система. В результате Казахстан стал трансконтинентальным мостом между Европой и Азией. 

«Задачи Елбасы по созданию регионального транспортно-логистического хаба и развитию транзитного потенциала страны находятся в активной стадии исполнения», — сказал Премьер-Министр РК.

С учетом успешности реализации программы, Кабмином был рассмотрен проект новой Госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы, так называемая «Нұрлы жол 2».

Прогнозные показатели реализации второй пятилетки выглядят следующим образом: 

  • в автодорожной инфраструктуры планируется реконструкция 10 тыс. км, ремонт 11 тыс. республиканской сети, ремонт 27 тыс. км местной сети.
  • в железнодорожной отрасли планируется модернизация участка Достык-Мойынты и электрификация участка Мойынты-Актогай. 
  • для целей развития малых воздушных линий планируется строительство 16 аэродромов.

С целью приведения к национальному стандарту в сфере автомобильного транспорта планируется строительство и модернизация порядка 133 автостанций/вокзалов и пунктов обслуживания пассажиров. 

В целом, реализация новой Госпрограммы «Нұрлы жол» позволит создать 551 тыс. рабочих мест.

«Как отметил Елбасы на недавнем заседании фракции «Nur Otan», новая пятилетка программы «Нұрлы жол» является одной из основополагающих государственных программ, направленной на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала страны», — сказал А. Мамин.

Вторая часть заседания Правительства была посвящена вопросам развития государственно-частного партнерства. Это взаимовыгодный механизм сотрудничества, позволяющий реализовать крупные инфраструктурные проекты, например, больницы, школы, с поэтапной уплатой необходимых средств. С другой стороны, данный инструмент дает серьезный импульс развитию бизнеса в стране. Среди положительных эффектов — привлечение частных инвестиций и создание новых рабочих мест.

В рамках обсуждения проектов ГЧП главе Правительства доложили, что с момента внедрения данного механизма заключено 615 договоров на общую сумму 1,6 трлн тг. В предстоящие 5 лет только в строительство 16 крупных больниц запланировано привлечение 838,5 млрд тг инвестиций. В сфере образования реализуется 558 проектов ГЧП на сумму 243 млрд тг.

«Развитие ГЧП является одним из приоритетных направлений работы Правительства», — сказал Премьер-Министр, отметил положительную динамику и поручил продолжить реализацию крупных инфраструктурных проектов, в том числе транспортных и энергетических, в сфере ЖКХ, для чего проработать необходимые изменения в законодательство, с учетом передового международного опыта развития ГЧП.

По итогам заседания на интересующие вопросы журналистов касательно итогов первой программы «Нұрлы жол» и проекта новой госпрограммы ответили вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Берик Камалиев, заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Амангельды Беков и заместитель председателя Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Кайриден Нуркенов.

В своем выступлении Б. Камалиев кратко остановился на результатах реализации госпрограммы «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы. По его словам, за это время была проделана колоссальная работа в транспортной, железнодорожной, авиационной, транзитной сферах. Построено и реконструировано 3 тысяч км автодорог республиканского значения. Это – участки Алматы – Хоргос и обход перевала Кордай международного коридора Западная Европа – Западный Китай, а также участки Нур-Султан – Караганды, Нур-Султан – Павлодар – Семей – Калбатау, Алматы – Талдыкорган, Кокшетау – Петропавловск, Актау – Шетпе, Уральск – Каменка, Бейнеу – Акжигит и др. Особое внимание уделено местной сети автодорог. За прошедшие 5 лет на развитие автодорог областного и районного значения выделено 590 млрд тг и отремонтировано 15 тыс. км автодорог.

На вопрос корреспондента о платных дорогах и их соответствия по сервису и окупаемости, Б. Камалиев сообщил, что в настоящее время протяженность платных дорог увеличена до 682 км. Это автодороги Нур-Султан – Щучинск (211 км), Нур-Султан – Темиртау (134 км), Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км),  ежегодные сборы которых составляют свыше 4 млрд тг, что позволяет экономить бюджетные средства на содержание данных автодорог и поддерживать качество дорожного покрытия.

«За 200 км мы платим 200 тг, это значит 1 км — 1 тг. Для улучшения сервиса необходимо круглогодично содержать автодорогу в хорошем состоянии с учетом наших климатических условий. Что касается объектов сервиса, что находятся вдоль трасс у нас принята программа, работу в этом направлении мы продолжаем. Мы хотим совместно с МСБ разработать механизм финансовой поддержки. С нашей стороны — это инфраструктура, включая подвод инженерных сетей», — сказал Б. Камалиев. 

В целях обеспечения пользователей автодорог качественным придорожным сервисов приведены в соответствие с Национальным стандартом 1 тыс. объектов из 1822 действующих. Дополнительно за счет бюджета и частных капиталов построены 73 объекта. 

Отвечая на вопрос журналиста информационного агентства касательно развития авиационной отрасли в рамках госпрограммы «Нұрлы жол», вице-министр индустрии и инфраструктурного развития отметил, что авиационная отрасль является одной из ключевых отраслей государства. 

За период реализации программы, в г. Нур-Султан был построен новый пассажирский терминал международного аэропорта, 6 взлетно-посадочных полос реконструированы в Уральске, Петропавловске, Алматы, Семее, Костанае, Балхаше. Количество международных воздушных маршрутов достигло 99, а география полета значительно расширилась. Открываются новые маршруты, такие как Гонконг, Токио, Улан-Батор, Прага. С 2012 года в Казахстане работает 51 авиакомпания. 

«Основная цель, которую ставит перед собой ведомство, — это снижение стоимости авиабилетов, запуск аэропортов во всех регионах, открытие новых международных маршрутов в Сингапур, Шанхай, Нью-Йорк, повышение уровня казахстанских авиакомпаний», — сказал вице-министр.

Отметим, что в сфере гражданской авиации по итогам пятилетки количество обслуженных пассажиров в отечественных аэропортах увеличено до 16,2 млн человек, перевезено 8,1 млн пассажиров, что на 47% больше чем в 2014 году.

На вопрос о принимаемых мерах по обновлению автобусного парка и вводу в эксплуатацию новых пассажирских вагонов, Б. Камалиев ответил, что на сегодня износ автобусных парков сокращен на 23%.

«Сегодня износ парка мы снизили с 65% до 42%, до конца 2025 планируем снизить до 30%. В этом году приобрели 63 вагона, до конца года — еще 43 вагона. Каждые 5 лет мы по 100 вагонов приобретаем. У нас большой контракт с АО «Трансмашхолдинг», мы хотим, чтобы локализация вагонов проходила в Казахстане», — сказал вице-министр.

В рамках второго этапа программы «Нұрлы жол» планируется выделить порядка 657 млрд тг средств на приобретение 600 пассажирских вагонов и порядка 144 отечественных локомотивов.

В свою очередь, заместитель председателя Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Кайриден Нуркенов, отвечая на вопрос модератора по сокращению износа автобусного парка, сообщил, что в рамках развития автомобильного автотранспорта принят Комплексный план по обновлению парка пассажирских автобусов. 

«Реализация программы «Нұрлы жол» позволила сократить общий износ с 65% до 42%. Сегодня на регулярных маршрутах работает порядка 12 тыс. автобусов и, соответственно, больше половины автобусов эксплуатируются больше 7 лет. Данная программа как раз-таки предусматривает обновление», — сказал К. Нуркенов.

По его словам, за 2 года было приобретено порядка 615 автобусов, из них 45 было приобретено в 2018 году, 570 приобретены в этом году, которые работают на регулярных пассажирских маршрутах.

Корреспондент республиканского телеканала поинтересовался у вице-министра относительно подведения автомобильных дорог к туристическим объектам. 

«В настоящее время за счет займов Exim Bank строится дорога Талдыкорган – Усть-Каменогорск, которая ведет в Алаколь. Дорога из третьей категории перейдет во вторую. Проезд будет открыт в следующем году. Полное завершение работ запланировано на 2021 год. Также завершается реконструкция прилегающих участков Калбатау – Майкапшагай, Таскескен – Бахты», — сказал Б. Камалиев.

В кулуарах Правительства заместитель председателя комитета административной полиции МВД РК Алибек Кенесбаев рассказал об ужесточении ответственности водителей автомобилей с иностранными номерами. В Казахстане увеличился ввоз авто из России, Кыргызстана, Армении, Беларуси. С начала года было зарегистрировано 923 ДТП с их участием, в которых погибли 58 человек и 314 получили ранения.

«Мы будем фиксировать нарушения и отправлять штрафы лицам, которые управляют автомобилями с иностранным учетом. Как вы знаете, у нас проблема эксплуатации авто с иностранным учетом имеется, в связи с тем, что мы участники Таможенного союза, зачастую наши граждане пользуются этим моментом.Мы совместно с Генеральной прокуратурой, кредитным бюро, Нацбанком провели работу по идентификации владельцев автомобилей. Согласно законодательству любое транспортное средство, которое временно въезжает в Казахстан подлежит обязательному страхованию, имеется банк данных по страховым полисам, где вписаны владельцы авто, тех лиц, кто управляет транспортными средствами и данные транспорта: марка и госномер. В этой связи, со вчерашнего дня, мы реализовали эту интеграцию, теперь те лица, которые управляют транспортными средствами в случае фиксации нарушений ПДД, нарушения будут отправляться по их адресам», — заявил А. Кенесбаев.

По его словам, только с начала года с участием автовладельцев с иностранными номерами было зафиксировано свыше 60 тыс. нарушений ПДД, оформлено штрафов на сумму 814 млн тг, из этой суммы остается взыскаканными 52  млн. Процент взыскаемости — 6,5.

«Была такая проблема, что мы не могли своевременно установить владельцев данных автомобилей. Сейчас эта проблема решена. Сейчас рассматривается вопрос по введению временной регистрации транспортных средств с иностранным учетом. По административному законодательству, у нас есть сроки давности возбуждения административных дел. Если с момента фиксации истекло два месяца, то по таким нарушениям возбуждать дела мы не будем. Если есть сроки, то предписания будут направлены по адресам правонарушителей», — сказал представитель МВД.

А. Кенесбаев также сообщил, что вопрос в части признания нарушений на территории ЕАЭС также прорабатывается. Сейчас совместно с РФ разрабатывается проект по международному соглашению, в рамках которого все штрафы, выписанные в Республике Казахстан будут признаваться и исполняться на территории РФ, аналогично, все штрафы, выписанные на территории РФ в отношении граждан Казахстана будут признаваться и исполняться на территории Казахстана. Здесь также имеются сроки: возбудить административное дело возможно будет только в течение 2 месяцев.

Кроме того, представитель МВД РК проинформировал, что с 10 по 17 октября в стране было проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус», в рамках которого за неделю выявлено свыше 21 тыс. нарушений, допущенных водителями автобусов. 

«Здесь имели место быть вопиющие факты, когда автобусами управляли лица, находящиеся в алкогольном опьянении, 16 таких фактов было выявлено на регулярных маршрутах. 600 фактов незаконного переоборудования автобусов, что также влияет на дорожную безопасность», — сказал А. Кенесбаев.

Вместе с тем, журналисты уточнили ход внедрения водительских удостоверений и свидетельств о регистрации транспортных средств нового образца.

«Мы сейчас принимаем меры по усилению их защиты, то есть мы вводим чипы нового образца с большим объемом памяти. Это необходимо для внесения большей информации. Мы планируем вносить в чипы биометрические данные владельцев водительских удостоверений. По документам, удостоверяющим личность, у нас планируется ввод биометрических данных с 2021 года, мы планируем с этого же периода вводить такие же параметры по водительским удостоверениям и свидетельствам о регистрации транспортного средства», — сказал А. Кенесбаев.

Министр энергетики РК Канат Бозумбаев рассказал о мерах, принятых для ограничения вывоза казахстанского бензина. По его словам, в этом году для изменения цен на бензин и дизельного топлива никаких оснований нет.

«По моей информации, Министерство юстиции сегодня зарегистрировало совместный приказ с Министерством энергетики, Комитетом национальной безопасности, а также с Министерством финансов об ограничении вывозов светлых нефтепродуктов и других видов нефтепродуктов с территории РК автомобильным транспортом. Теперь, бензин, дизельное топливо и другие виды нефтепродуктов запрещается вывозить автоцистернами за пределы территории РК», — сказал К. Бозумбаев.

Ограничения, по его словам, коснутся также и транзитные автобусы. Грузовые автомобили с переоборудованными баками будут привлекаться к соответствующей ответственности.

«Речь идет о том, что многие грузовые автомобили и даже транзитные автобусы «наваривают» до 3 тонн, устанавливая новые баки, чтобы просто вывозить. Поэтому, тут тоже будут ограничения», — отметил министр. 

Для легкового автотранспорта ограничений на заправку бензобака не будет. Однако количество разрешаемых к вывозу канистр также будет контролироваться. 

«Частный автотранспорт заехал на заправку – пожалуйста, мы цивилизованная страна. Налил одну двадцатилитровую канистру – тоже пожалуйста, но не более. Не по 20 канистр», — заключил К. Бозумбаев.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться