Новые предприятия, строительство дорог, обеспечение жильем — развитие промышленной отрасли Казахстана

Министерство индустрии и инфраструктурного развития является ответственным за реализацию трех ключевых государственных программ. Это программа индустриального развития, инфраструктурного развития «Нұрлы жол», жилищного строительства «Нұрлы жер». Каждая из этих программ ориентирована на рост благосостояния населения и самодостаточности казахстанской экономики. Об этом подробно рассказал на отчетной встрече с населением министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов.

Уровень дохода работников обрабатывающей промышленности за последние 5 лет вырос в среднем на 50%

Для промышленности 2019 год завершился весьма успешно. Ее доля в ВВП экономики составила 27,5%, из которых 11,4% представлены обрабатывающей промышленностью.

По состоянию на 1 мая 2020 года, в отраслях промышленности действуют более 22 тыс. предприятий, на которых занято свыше 1 млн человек. С 2010 года по инициативе Елбасы в стране реализуется Государственная программа индустриально-инновационного развития. 

«Несмотря на критику со стороны общества, все-таки нужно признать, что именно эта программа заложила основу для развития обрабатывающей промышленности в стране. За 5 лет валовая добавленная стоимость обрабатывающей отрасли составила 30,6 трлн тг. По итогам прошлого года показатель составил 7,8 трлн тг, это больше уровня 2015 года на 87%», — сказал Б. Атамкулов.

Предприятия обрабатывающей промышленности произвели продукцию на 45 трлн тг.

Индекс физического объема обрабатывающей промышленности по итогам 2019 года вырос на 4,4%. Положительная динамика сохранилась и в текущем году. По итогам 4 месяцев ИФО составил 107%.

Справочно: По итогам 2019 года высокие темпы роста демонстрируют такие отрасли обрабатывающей промышленности, как: машиностроение (на 20,9%), производство легкой промышленности (на 13,5%), фармацевтических продуктов (12,2%), напитков (на 10,2%), производство кокса и продуктов нефтепереработки (5,9%), металлургической промышленности (на 4,1%).

По итогам января-апреля 2020 года рост показывают отрасли: легкая промышленность (на 13,9%), фармацевтика (на 24,2%), производство строительных материалов (на 15,6%), машиностроение (на 25,4%), нефтепереработка (на 1,5%).

За 5 лет в обрабатывающую промышленность привлечено более $18,7 млрд прямых иностранных инвестиций

Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития, производительность труда в отрасли увеличилась на 11,7%. Экспорт обработанной продукции за годы реализации Программы составил $73,2 млрд. 

«Ежегодно запускаются проекты в рамках Карты индустриализации. За 2015-2019 годы введено 556 проектов на сумму порядка 5,2 трлн тг, создано порядка 85 тыс. постоянных рабочих мест», — проинформировал Б. Атамкулов.

 Справочно:  Значимые проекты второй пятилетки:

1) ТОО «KAZ Minerals Bozshakol», строительство Бозшагольского ГОКа, Павлодарская область (430,5 млрд. тг.);

2) ТОО «KAZ Minerals Aktogay», строительство Актогайского ГОКа, ВКО (728 млрд. тг.); 

3) ТОО «Бакырчикское горнодобывающее предприятие»,строительство горно-обогатительного комплекса, ВКО (133,8 млрд. тг.);

4) ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод», строительство рельсобалочного завода, Актюбинская область (76,6 млрд. тг.);

5) ТОО «YDD Corporation», завод по производству ферросилиция, Карагандинская область (32 млрд. тг.).

Вместе с тем, в 2020 году по данным акиматов планируется ввод в эксплуатацию 160 проектов на сумму 1,1 трлн тг с созданием свыше 17 тыс. постоянных рабочих мест.

«Учитывая динамику развития макроэкономической ситуации, эти величины будут скорректированы в дальнейшем. За годы индустриализации в развитии каждой отрасли обрабатывающей промышленности произошел существенный сдвиг. К примеру, в легкой промышленности, точечно стимулируя малый и средний бизнес, нам удалось практически возродить эту отрасль», — отметил глава ведомства.

В настоящее время в стране производятся ткани, ковры, детская и взрослая одежда, чулочно-носочная продукция, обувь, головные уборы и многое другое, при этом не уступают по качеству импортной продукции, порой даже превосходят их. Функционируют более 1 тысячи компаний, занятость составляет 17,9 тыс. человек. Именно в этой отрасли сформировался наиболее развитый сегмент цепочки добавленной стоимости, то есть от переработки до готовой продукции. Прочный фундамент сформирован и в химической отрасли.

Так, за счет восстановления и модернизации химических предприятий, а также ввода новых инвестиционных проектов в рамках Карты индустриализации расширился ассортимент выпускаемой продукции. 

«Сейчас мы выпускаем ранее не производимую продукцию— каустическую соду, гипохлорит натрия, моющие средства, новые виды лакокрасочных материалов, взрывчатых веществ, средства агрохимии и т.д.», — сказал Б. Атамкулов.

Модернизация ТОО «Казфосфат» и АО «КазАзот» позволила увеличить производство фосфорных удобрений в 4 раза, а азотных в 2 раза. Благодаря этому, сейчас потребность в фосфорных удобрениях полностью покрывает внутренний рынок, а в азотных - на 50%.

«Сегодня у нас большие перспективы по производству калийных удобрений. По данному направлению мы занимаемся поиском инвесторов», — уточнил министр.

  За 4 месяца т.г. в Казахстане произведено более 23 тыс. автомобилей

В машиностроении самая динамично развивающаяся отрасль - автомобилестроение. В 2019 году произведено более 50 тыс. автомобилей. 

«В текущем году мы запускаем еще одно производство по выпуску легковых автомобилей на предприятии ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan», расположенном в г. Алматы, мощностью 30 тыс. автомобилей в год», — сказал Б. Атамкулов.

В текущем году в РК приступили к реализации третьей пятилетки. С учетом опыта двух пятилеток в программе заложены основные новые подходы.

Первое. Акцент сделан на эффективные предприятия обрабатывающего сектора, ориентированные на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и выход на экспорт.

Второе. Предусмотрен переход от отраслевого принципа к выпуску конкретных приоритетных товаров средней и высокой технологической сложности. 

Третье. Определены встречные обязательства и ответственность бизнеса.

Четвертое. Планируется проактивное встраивание в глобальные цепочки создания стоимости. 

«Вместе с тем с учетом пандемии и сложившейся ситуации в мире, согласно поручению Главы государства, мы в этом году проведем работу по актуализации индустриальной программы. Также для законодательного обеспечения индустриального развития до конца года будет разработан проект Концепции к законопроекту «О промышленной политике», — сказал министр.

В 2020 году была переориентирована деятельность некоторых отраслей обрабатывающей промышленности

«Пандемия коронавируса внесла коррективы в жизнь каждого из нас. В период чрезвычайного положения нам пришлось пересмотреть деятельность многих компаний, предприятий и организаций. В целях обеспечения внутренней потребности в средствах защиты была переориентирована деятельность некоторых отраслей обрабатывающей промышленности», — сказал Б. Атамкулов.

К примеру, производители этилового спирта были переориентированы на производство дезинфицирующих средств, благодаря чему суточный объем производства достиг – 170 тыс. литров. Производители швейной продукции наладили производство масок, увеличив объемы продукции в 5 раз с 200 тыс. шт. в сутки до 1 млн шт в сутки.

«Также мы начали выпускать «линейку» бытовой химии, в том числе чистящие и моющие средства для дома. В целях восстановления экономического роста Правительством принят Комплексный план до конца 2020 года, в котором предусмотрен ряд мероприятий и для поддержки предприятий обрабатывающей промышленности», — сказал глава ведомства.

  В рамках программы льготного кредитования отраслей «Экономики простых вещей» одобрено 268 проектов на сумму 219 млрд тг. Для финансирования приоритетных проектов в рамках программы «Экономики простых вещей» общий объем финансирования программы был увеличен на 400 млрд тг и доведен до 1 трлн тг. 

На сегодня действуют более 550 контрактов на недропользование

В сфере недропользования на основе западноавстралийской модели в конце 2017 года принят новый Кодекс РК «О недрах и недропользовании». На сегодняшний день для предоставления права недропользования на разведку твердых полезных ископаемых выставлено более 300 тыс. блоков площадью 650 тыс. кв. км., выданы более 630 лицензии на разведку.

По итогам 2019 года заключено 68 контрактов на недропользование

В целом на сегодня действуют 554 контракта.

«Для решения насущных вопросов отрасли по рекомендациям субъектов предпринимательства, НПП Атамекен, ассоциаций и граждан Республики Казахстан, в декабре 2019 года внесен первый пул из 17 поправок в Кодекс о недрах, нацеленных на решение срочных процедурных вопросов», — сказал Б. Атамкулов.  

Для дальнейшего совершенствования законодательства разработан проект Концепции, который в ближайшее время будет направлен всем заинтересованным сторонам на рассмотрение и согласование.

Также в 2020 году будут продолжены работы по созданию Информационной системы «Национальный банк данных», обеспечивающей предоставление права недропользования, геологической информации онлайн и создания единой информационной площадки по НИОКР. 

Вместе с тем, будет продолжена работа по внедрению стандартов Инициативы прозрачности добывающих отраслей, в том числе по раскрытию бенефициарных собственников контрактов.

Общий объем транзитных перевозок всеми видами транспорта вырос на 27,6%

Основной задачей транспортной отрасли является интеграция национальной транспортной системы в мировую транспортную сеть для реализации транзитного потенциала страны.

«Хочу отметить, что в целом отрасль динамично развивается. Наша страна пять лет назад запустила первую комплексную Государственную программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 гг. Прошлый год был итоговым, результаты неплохие», — сказал министр.

По итогам 2019 года транспортный сектор показал положительную динамику роста. Объем транспортных услуг увеличился на 5,1%. 

Для реализации новых задач по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры в декабре 2019 года Правительством была утверждена Госпрограмма «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.

«В предстоящие 6 лет мы планируем строительство и реконструкцию 10 тыс. км автодорог (в том числе 3,8 тыс. км переходящих проектов), а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети», — заявил Б. Атамкулов.

По словам министра, перед ведомством стоят амбициозные задачи: довести долю автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 100%, увеличить протяженность дорог I и II технической категории до 60%, долю платных дорог до 45%, со 100% обеспечением объектами придорожного сервиса.

«Железнодорожный транзит планируем увеличить на 49% с 18 до 26,9 млн тонн. Контейнерный транзит увеличим в 2 раза и доведем до 1,6 млн контейнеров в 2025 году. Перевозки пассажиров увеличатся на 35% с 8,1 до 11 млн человек в год. Реализация всех намеченных проектов позволит создать 550 тыс. рабочих мест. В результате, производительность труда в транспортной отрасли вырастет на 20%, а объем инвестиций увеличится в 3 раза», — пояснил Б. Атамкулов.

По итогам т.г. движение будет открыто на 2,6 тыс. км казахстанских автодорог

Обеспечение качественными, скоростными и безопасными дорогами является ключевой задачей инфраструктурного развития.

По итогам прошлого года открыто движение на участках общей протяженностью 641 км. 

  • Темиртау-Карганда-Балхаш-Капшагай (1056 км) - 61 км (Караганда-Темиртау и обход г.Караганда);
  • Коридор Центр – Восток (914 км) - 249 км (180 км-Нур-Султан-Павлодар,69 км-Павлодар-Семей);
  • Кокшетау - Петропавловск - гр. РФ (260 км) - 16 км (7 км-подъезд к г.Кокшетау, 9 км-Петропавловск-гр.РФ);
  • Бейнеу – Акжигит (85 км) – 85 км;
  • Таскескен - Бахты (187 км) - 18 км;
  • Щучинск – Зеренда (80 км) – 80 км;
  • Кандыагаш-Макат (359 км) - 26 км;
  • Жетибай – Жанаозен (73 км) – 73 км.

Для устранения дефектов капитальным и средним ремонтом было отремонтировано 1,1 тыс. км республиканских и 3,5 тыс. км местных дорог областного и районного значения. 

«В результате этой работы 88% автодорог республиканского значения было приведено в хорошее и удовлетворительное состояние. Аналогичный показатель по дорогам местного значения составил 71%. Доля дорог I и II технической категории в республиканской сети увеличилась до 34 % (8,2 тыс.км)», — сообщил Б. Атамкулов.  

В т.г. ремонтными работами уже охвачено 9,5 тыс. км автодорог республиканского и местного значения (строительство и реконструкция – 4 тыс. км и ремонт – 1,5 тыс. км республиканской сети, ремонт местной сети – 4 тыс. км).

Строительство и реконструкция ведется на 4 тыс. км автодорог республиканской сети (Караганда-Балхаш-Капшагай, Актобе-Атырау-Астрахань Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Калбатау-Майкапшагай, Кокшетау-Петропавловск-Курган, Узынагаш-Отар, Мерке-Бурылбайтал, Костанай-Денисовка, Ушарал-Достык). 

Справочно: В соответствии с поручением поставленным перед Правительством в конце 2020 года планируется открыть движение на участках автодорог общей протяженностью 2,6 тыс. км

  • Талдыкорган-Усть-Каменогорск (763 км) – 763 км;
  • Караганда-Балхаш-Капшагай (955 км) - 645 км (363 км-Караганда-Балхаш, 282-Балхаш-Курты); 
  • Актобе–Атырау-Астрахань (725 км) - 279 км (60 км Атырау-Астрахань, 219 км Кандыагаш-Макат);
  • Калбатау-Майкапшагай (415 км) – 415 км;
  • Мерке-Бурылбайтал (266 км) – 266 км; 
  • Ушарал-Достык (184 км) - 60 км;
  • Узынагаш-Отар (96 км) – 56 км;
  • Кокшетау-Петропавловск-Курган (260 км) -67 км (60 км-Петропавловск-Курган, 7-км подъезд г.Кокшетау);
  • Костанай-Денисовка (114 км) - 60 км (Рудный-Денисовка).

Капитальным и средним ремонтом охвачено 1,5 тыс. км, из которых будут завершено 1,1 тыс. км.

Как проинформировал министр индустрии и инфраструктурного развития, на сегодняшний день функционирует 1 815 объектов придорожного сервиса, из которых 894 (49%) соответствует требованиям Национального стандарта.

Министерство совместно с акиматами областей в рамках соглашения о сотрудничестве проводит работу по увеличению объектов придорожного сервиса, соответствующих Национальному стандарту.

«В этом году мы планируем построить 23 автозаправочные станции с санитарно-гигиеническими узлами (СГУ), а также отдельно установить 70 единиц санитарно-гигиенических узлов. Тем самым, 58% объектов придорожного сервиса будет приведено в соответствие с требованиями национального стандарта», — сообщил Б. Атамкулов.

Важной задачей госпрограммы «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы является повышение качества местной сети дорог и обеспечение населения страны дорогой до дома. Общая протяженность местной сети составляет 70,9 тыс. км.

К финансированию развития местной сети применяется подход паритета между Министерством и местными исполнительными органами путем выделения ежегодных целевых трансфертов.

«В текущем году ремонтными работами охвачено 4 тыс. км, задействовано 30 тыс. чел. и до конца года 75% дорог местной сети будет приведено в хорошее и удовлетворительное состояние. А к 2025 году планируем отремонтировать более 27 тыс. км автодорог местной сети, что в свою очередь позволит привести 95% дорог областного и районного значения в хорошее и удовлетворительное состояние», — проинформировал глава ведомства.  

Кроме того, в марте прошлого года был создан Центр качества дорожных активов. 

Основной задачей Центра является экспертиза качества работ и материалов при строительстве и ремонте дорог, инструментальная диагностика состояния дорог и обустройства, проведение ведомственной экспертизы технической документации на средний ремонт дорог, а также аудит безопасности.

Как сообщил Б. Атамкулов, по итогам прошлого года Центром была проведена большая работа, были взяты под контроль участки строительства и ремонта дорог не только республиканской сети, но и местной. Осуществлено более 8 тыс. инспекционных выездов. Результаты работ Центра качества позволят к концу текущего года сформировать рейтинг добросовестных подрядчиков, службы технического надзора и рейтинг качества дорог по областям.

С 1 июня т.г. поэтапно возобновлено курсирование пассажирских поездов

Железнодорожный транспорт играет особую роль в развитии экономики страны. По итогам 2019 года жд транспортом перевезено 407 млн тонн грузов (в 2018 году – 397 млн тонн).

Доходы от транзитных перевозок выросли на 16% и составили 277 млрд тг (за 4 месяца т.г. перевезено 130,6 млн тонн грузов.).

И в этом году, несмотря на ситуацию в мире, связанную с пандемией COVID-19 железнодорожная отрасль дает положительные объемы перевозок. 

В прошлом году внесены важнейшие изменения в Закон «О железнодорожном транспорте». Основной задачей и целью закона является упрощение субсидирования пассажирских перевозок, предотвращение скрытого транзита грузов, защита прав пользователей подъездных путей и ужесточение ответственности за незаконную продажу/перепродажу проездных билетов.

В т.г. Министерством ведется работа по дальнейшему совершенствованию законодательства с учетом внесения норм по деятельности частных грузовых перевозчиков на железной дороге.

В целях развития транзитного потенциала страны, осуществляется работа по ряду инфраструктурных проектов в части модернизации транспортных коридоров.

«В рамках программы «Нурлы жол» с 2021 годы мы приступим к реализации стратегического проекта по модернизации участка Достык – Актогай – Мойынты (840 км), который позволит увеличить пропускную способность участка в 2 раза и сократить сроки транспортировки грузов в 1,5 раза», — сказал Б. Атамкулов.

При модернизации участка будет создано более 2 000 рабочих мест (в период эксплуатации 120 рабочих мест), что обеспечивает занятостью граждан Алматинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской области.

Также Министерством в настоящее время прорабатывается проект по строительству железнодорожной линии в обход станции Алматы по схеме государственно-частного партнерства протяженностью 73 км.  

По словам министра, в целях обновления парка пассажирских вагонов через меры государственной поддержки в 2019 году приобретены 109 пассажирских вагонов. В текущем году планируется приобрести также порядка 100 новых вагонов.

Наряду с этим, Министерством ведется целенаправленная работа по обеспечению доступности железнодорожных пассажирских перевозок для лиц с ограниченными возможностями.

«В настоящее время на 44 маршрутах (из 58 социально значимых) курсируют 98 ед. специализированных вагонов-купе и имеются инвалидные коляски, которые свободно перемещаются внутри вагона и используются при посадке и высадке. Также предусмотрена 50%-ная льгота на проезд по социально значимым маршрутам», — уточнил глава ведомства.  

По его словам, общей задачей является обеспечение прозрачности реализации проездных документов.

Так, в прошлом году были определенные проблемы по нехватке проездных билетов из-за возрастания фактов незаконной скупки и перепродажи частными лицами на вокзалах. 

«Поступало много жалоб и обращений со стороны населения на билетные кассы. Для исключения подобных случаев в июле 2019 года мы полностью перешли на электронную систему продажи билетов - «Мобиус». Теперь билеты в случае отсутствия мест приобретаются в порядке очередности по листу ожидания. Посредством Листа в 2019 году реализовано 98 тыс. билетов. Так исключается «теневая» перепродажа билетов», — пояснил министр индустрии и инфраструктурного развития.

Все возвращаемые за 7 суток до отправления поезда билеты, неиспользованные броневые места и факультативные прицепки размещаются в Листе ожидания.

Стоит отметить, что услуги по пассажирским перевозкам полностью подверглись влиянию пандемии COVID-19 и курсирование поездов было приостановлено по всей территории страны.

По мере улучшения эпидемиологической обстановки с 1 июня поэтапно возобновлено курсирование пассажирских поездов.

Справочно: С 15 по 28 мая реализовано 293 тыс. билетов.

Процесс возобновления планируется осуществить в 3 этапа, начиная с 1 июня 2020 года.

1-этап: с 1 июня 2020 года запуск 54 пар поездов (5 тальго, 31 стандартных и 18 пригородных). 

2-этап: с 10 июня 2020 года запуск 39 пар поездов (9 тальго, 11 стандартных и 19 пригородных). 

3-этап: запуск оставшихся 15 пар поездов будет рассматриваться по мере открытия государственной границы и возрастания спроса населения. 

В сфере автомобильного транспорта основная задача — увеличение количества пассажиро- и грузопотока, обновление парка транспортных средств, развитие автодорожной инфраструктуры, а также инфраструктуры обслуживания пассажиров.

За 2019 год автотранспортом перевезено 3,5 млрд тонн грузов и 23,8 млрд пассажиров.

Справочно: За 4 месяца т.г. автотранспортом перевезено 877,4 млн тонн грузов и 5,6 млрд пассажиров, что меньше аналогичного показателя 2019 года на 9% и 24% из-за ситуации, связанной со всемирной пандемией и введенным ЧП. 

По словам министра, в прошлом году в рамках льготного кредитования из республиканского бюджета выделено 23,5 млрд тг и закуплено 648 автобусов отечественного производства. В результате до 43% снизилась изношенность автобусного парка страны. В т.г. планируется дальнейшее обновление автобусного парка. Создаются условия и для обновления грузового парка автотранспортных средств.

В связи с ситуацией, связанной с мировой пандемией и чрезвычайным положением в стране, с 30 марта т.г. по сегодняшний день приостановлена деятельность 17 автомобильных пунктов пропуска на государственной границе с Российской Федерацией, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан. Данные меры ограничили географию международных перевозок грузов для отечественных компаний.

В этой связи для дальнейшего развития автомобильной отрасли необходимо максимально использовать возможности взаимовыгодного сотрудничества с членами ЕАЭС, которое позволит расширить международные границы и обеспечить увеличение грузопотоков отечественным компаниям.

«До конца текущего года нам предстоит утвердить Комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок, принять меры по обеспечению субсидирования социально значимых автобусных маршрутов, обновление автобусного парка и решить вопросы освобождения от утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию седельных тягачей», — сказал Б. Атамкулов.

За 4 месяца т.г. морскими портами обработано более 2 млн тонн груза

«За прошлый год через наши морские порты Актау и Курык перевалено порядка 6 млн тонн груза – это 2 млн. тонн нефти, 1,4 млн тонн паромных грузов, более 1,5 млн тонн зерна. Также вырос объем перевозок грузов и на морских судах, что по итогам прошлого года составило 4,2 млн тонн и больше на 40% показателя 2018 года», — сообщил Б. Атамкулов.

Несмотря на всеобщее снижение экономической активности в связи с пандемией, объемы транспортировки грузов в Каспийском направлении до конца текущего года планируются на уровне 2019 года.

В целях наращивания грузопотока прорабатываются проекты по открытию новых морских линий с портами прикаспийских государств, увеличению грузоперевозок из Каспия до портов на Черном море, созданию на базе порта Актау транспортного узла («контейнерного хаба»).

Дополнительный импульс также придаст принятие до конца текущего года Соглашения о судоходстве, подписанное в рамках Евразийского экономического союза, а также развитие двустороннего сообщения по реке Иртыш с Россией и Китаем.

За последние 7 лет транзитный пассажиропоток увеличился в 45 раз 

По итогам прошлого года перевезено более 8,6 млн пассажиров, что на 9% больше аналогичного показателя 2018 года. Количество обслуженных пассажиров в аэропортах страны составило 17,7 млн человек, что на 12 % больше чем в 2018 году. 

По итогам прошлого года транзитный пассажиропоток вырос до 1 млн пассажиров. 

В рамках развития инфраструктуры воздушного транспорта в прошлом году проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропортов городов Костанай и Балхаш. Также 1 мая 2019 года был запущен первый отечественный низкобюджетный перевозчик «Fly Arystan».

С ноября 2019 года был внедрен режим «открытого неба» в 11 аэропортах Казахстана, в рамках которого планировалось открытие 14 новых международных авиамаршрутов.

За последние 3 года казахстанскими и иностранными авиаперевозчиками было открыто 19 новых маршрутов, в том числе в Токио, Варшаву, Будапешт, Хельсинки и другие.

Справочно: В целях своевременного реагирования и недопущения дальнейшего распространения коронавирусной инфекции на территории РК Государственной и Межведомственной комиссиями было принято решение:

  • поэтапно, начиная с 3 февраля т.г., по международным направлениям временно приостановить 440 рейсов в неделю (с 442 до 2 частот) по 97 маршрутам или 99 % всех международных полетов (кроме Уральск – Франкфурт и Атырау – Амстердам);
  • начиная с 22 марта т.г., поэтапно приостановить 45 внутренних маршрутов, по которым выполнялось 540 рейсов в неделю (77 в день), полное прекращение с 1 апреля по 1 мая т.г.

Как подчеркнул Б. Атамкулов, во время пандемии коронавируса отрасль гражданской авиации стала одной из наиболее пострадавших секторов экономики, поэтому Правительством в целях сокращения убытков и банкротств отечественных авиакомпаний и аэропортов, был принят пакет мер государственной поддержки по налоговым послаблениям.

«За 4 месяца т.г. количество перевезенных пассажиров составило 1,7 млн пассажиров, данное значение на 23% меньше значения аналогичного периода прошлого года, количество обслуженных пассажиров составило 3,3 млн пассажиров, а количество транзитных авиапассажиров составило 120 тыс. человек», — проинформировал министр. 

После улучшения ситуации с распространением пандемии коронавируса, Министерством будет проводиться работа по возобновлению и открытию новых международных авиамаршрутов.

«По развитию инфраструктуры воздушного транспорта в этом году мы планируем запустить новый международный аэропорт в г. Туркестан. На сегодняшний день начата реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Усть-Каменогорск», — сообщил Б. Атамкулов.

Также будет продолжено строительство нового терминала аэропорта в г. Шымкент и реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта г. Уральск. В рамках развития внутреннего туризма в случае выделения финансирования начнется реконструкция еще двух взлетно-посадочных полос аэропортов в городах Урджар и Ушарал.

С начала т.г. сданы порядка 25 тыс. жилищ

В целях улучшения качества жизни населения министерством реализуется программа жилищного строительства «Нурлы жер».

«За последние 3 года в рамках программы построили 36,8 млн кв. метров жилья или более 330 тыс. жилищ. Показатель ввода жилья на одного жителя достиг 0,71 кв. метров. Это самый высокий показатель среди стран Содружества независимых государств и приближено к уровню развитых стран. В прошлом году построено 13,1 млн кв. метров нового жилья. Жилищные условия улучшили 116 тыс. семей», — проинформировал министр.  

Социальным арендным жильем обеспечены 11 тыс. семей, находящихся в социально-уязвимом положении и 3 тыс. работающей молодежи в городах-мегаполисах. Порядка 10 тыс. семей приобрели социальное кредитное жилье по доступной цене. Пять тыс. семей смогли приобрести жилье по условиям программы «Бақытты отбасы». Это «многодетные», «неполные семьи» и «семьи, имеющие детей – инвалидов».

В текущем году продолжается реализация принятых направлений. Планируется построить 15 млн кв. м жилья (150 тыс. жилищ) и охватить государственной поддержкой свыше 39 тыс. семей. 

«С начала года уже сданы жилые объекты площадью 3,1 млн кв. м, это порядка 25 тыс. жилищ. В этом году по поручению Главы Государства запускаем пилотный проект «Шаңырақ» для решения жилищных вопросов очередников. Для этого выделяются 390 млрд тг, из них 180 млрд тг на строительство 15 тыс. квартир социального кредитного жилья в регионах. 210 млрд тг направляются через Жилстройсбербанк для кредитования очередников по условиям «5-10-20» на приобретение первичного жилья», — сказал глава ведомства.  

Программа «5-10-20» предназначена для очередников, состоящих на очереди в акиматах и имеющих доходы около 3-х прожиточных минимумов на каждого члена, то есть около 10 тыс. тенге. Пороговая сумма кредитования предусматривается в городах Нур-Султан, Алматы и их пригородных зон - не более 18 млн тг. В городах Атырау, Актау, Актобе, Шымкент, Туркестан и Карагандинской области - не более 15 млн тг, в иных регионах - не более 12 млн тг. 

Вместе с тем, для поддержки строительного комплекса принимаются меры по развитию отечественной строительной индустрии. На сегодня потребность рынка в строительной продукции основных материалов при строительстве жилых и производственных зданий, социальных объектов, инфраструктуры составляет 934 млрд тг.

«Отечественными предприятиями производится стройматериалов на сумму 586 млрд тг, а импортируется на 348 млрд тг. Для импортозамещения создаются 33 новых проекта, из них 27 проектов вводится в 2020 году. В результате мы планируем снизить долю импорта на 25% и повысить применение казахстанского содержания в жилищном строительстве до 90%», — сказал Б. Атамкулов. 

Для обеспечения доступа населения к качественной питьевой воде реализуются более 300 проектов 

Одним из главным для населения являются комфортные условия проживания и получение качественных коммунальных услуг. Для обеспечения доступа населения к качественной питьевой воде в городах и селах реализуются 315 проектов на сумму 111 млрд тг.

По модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства и существующего жилищного фонда реализуются проекты на 19,2 млрд тг.  

В условиях сложившейся ситуации актуальной задачей является вопрос возмещения гражданам населенных пунктов, где введен карантин, расходов по коммунальным услугам.

Так, определены категории получателей, по обращению которых на сегодня производятся возмещения платежей за коммунальные услуги из расчета по 15 тыс. тг ежемесячно за апрель и май месяцы. 

«В целом принимаемые меры позволят повысить показатель обеспеченности населения центральным водоснабжением до 87,7% в селах и 97,5% в городах, а также снизить износ коммунальных сетей до 55% и долю домов, требующих ремонта до 22,2%», — отметил министр.

Кроме того, 11 мая т.г. Президентом было озвучено о внедрении новой идеологии по реформированию жилищной политики. Основной принцип новой жилищной политики – наличие доходов и сбережений населения.

Для этого предлагается:

  • реформировать существующую систему очередности в акиматах и разработать четкие критерии понятия «нуждающийся в жилье», чтобы обеспечить равный доступ всех граждан на получение жилья с передачей функции учета в Жилстройсбербанк;
  • осуществить ребрендинг жилищного строительного сберегательного банка и переименовать «ОТБАСЫ БАНК», создав на его базе «Центр обеспечения первым жильем».  

«Предлагаемая реформа позволит создать равные и понятные условия, где каждый работающий гражданин может приобрести жилье. В целях повышения эффективности системы управления курируемыми отраслями в 2019 году мы создали Департамент проектного управления, основными задачами которого являются внедрение механизмов и инструментов проектного управления, охватывающих все государственные проекты, программы и стратегические инициативы», — сказал Б. Атамкулов.

Речь идет не только о программах ГПИИР, «Нурлы Жол» или «Нурлы Жер» – все реализуемые Министерством проекты и инициативы сведены в единой системе, которая позволяет не только вести упорядоченный учет, но и снижает непродуктивную нагрузку на сотрудников и контрагентов.

Министр также ответил на актуальные вопросы населения касательно развития различных направлений отрасли. Так, на вопрос об обеспечении безопасности лифтов, Б. Атамкулов сообщил, что теперь специалисты акиматов наделены статусом госинспектора по госнадзору в области промышленной безопасности на объектах социальной инфраструктуры.

Совместно с ассоциациями лифтовиков разработаны и согласованы квал. требования к юр. лицам, аттестуемым на право производства работ в области промышленной безопасности.

«Особое внимание уделяется вопросу обновления лифтов в жилых домах. На сегодня Министерством одобрено 232 проекта на общую сумму 8,6 млрд тг. Реализация всех этих мероприятий в комплексе позволят повысить надежность и безопасность лифтов для граждан», — сказал министр. 

На вопрос о возврате денег за билет на самолет Б. Атамкулов сообщил, что авиакомпаниям поручено оформлять возврат авиабилетов без штрафа и в полном объеме на рейсы в период действия режима чрезвычайного положения. 

«Сейчас требуется определенное время и авиакомпании в обязательном порядке вернут все билеты в порядке очереди. Также существует много посредников по покупке авиабилетов, включая агрегаторы aviata.kz, tickets.kz, турагентства и др., при помощи которых покупаются билеты. Хочу сказать, что эти компании не подконтрольны нашему Министерству и являются субъектами частного предпринимательства. Более того, имеются случаи, когда данные агрегаторы зарегистрированы за пределами РК. Поэтому, по действующему законодательству, для решения гражданско-правовых вопросов с указанными посредниками необходимо обращаться в судебные органы», — пояснил он.

На вопрос о нехватке угля министр подчеркнул, что в этом году отопительный сезон был завершен благополучно. В прошедшем отопительном периоде коммунально-бытовой сектор и население полностью были обеспечены угольной продукцией, отгружено порядка 11 млн тонн угля, в том числе для население около 8 млн тонн.

Для проведения следующего отопительного периода на 2020-2021 годы Министерством совместно с местными исполнительными органами формируется План потребности угольной продукции на коммунально-бытовые нужды и население с разбивкой по месячной потребности в разрезе регионов.

Касательно запуска международных авиарейсов, ряду Министерств поручено начать работу по проведению организационных мероприятий по проработке возобновления международных авиасообщений по следующим направлениям:

- на I этапе в соответствии с классификацией уровня эпидемиологической обстановки по COVID-19: КНР, Южная Корея, Азербайджан;

- II этап определен по уровню эпидемиологической безопасности и в него вошли следующие страны: Турция, ОАЭ, Германия, Таиланд и Чехия.

«Сейчас ведется работа с авиационными властями указанных государств по возможности восстановления авиарейсов, а также прорабатывается вопрос согласования перемещения наших граждан и иностранных граждан через государственные границы, т.к. в ряде стран существует запрет на въезд и выезд. Главный санитарный врач РК мониторит ситуацию в этих странах и при ухудшении эпидемиологической обстановки будет принимать соответствующие меры. Хочу отметить, что рейсы не начнутся немедленно, а будут возобновлены по мере согласования всех инстанций и в зависимости от эпидемиологической ситуации», — пояснил Б. Атамкулов.  


 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться