Производство электромобилей, новый завод и выход на экспортные рынки — развитие машиностроения Казахстана в условиях новой реальности

В начале своего независимого становления Казахстан принял курс на всеобщую индустриализацию. Особым направлением развития стала обрабатывающая промышленность, которая впоследствии станет основным драйвером роста промышленности страны. В годы индустриализации созданы тысячи новых современных высокотехнологичных производств, которые обеспечили выпуск сотни видов новой продукции и способствовали созданию тысячи рабочих мест. Машиностроение является неотъемлемой частью индустриализации экономики и важнейшей отраслью государства. Отрасль обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей, что во многом определяет материалоемкость экономики, производительность труда и экономическую безопасность страны. За годы реализации программы индустриализации объем производства в машиностроительной отрасли увеличился почти в 3 раза и превысил отметку в 1 трлн тг. Как развивалась машиностроительная отрасль в условиях новой реальности в обзорном материале Primeminister.kz.

Машиностроение как один из главных секторов экономики Казахстана

В Казахстане отрасль машиностроения является основным направлением в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития. В рамках первого этапа индустриализации страны машиностроение было определено одним из приоритетных направлений. 

При разработке второго этапа индустриализации различные отраслевые программы были объединены в рамках Единой государственной программы для преодоления фрагментации, тем самым в значительной степени переформулировав цели в индустриальной политике. 

Вторая пятилетка включила общесистемные меры индустриального развития в финансовом секторе, людских ресурсах, инфраструктуре, технологиях и инновациях, интернационализации, малом и среднем предпринимательстве, промышленном регулировании. Кроме того, были определены адресные меры поддержки, предполагающие поддержку в 14 секторах обрабатывающей промышленности. В связи с чем, развитие всей обрабатывающей промышленности было подведено под единую программу и условия, без разделения на индивидуальные отраслевые программы.

Сейчас Казахстан смотрит в сторону новых технологических решений и внедрения передового мирового опыта по развитию не только экономики, но и обрабатывающей промышленности.

C 2000 года объем производства машиностроения Казахстана увеличился в 24 раза. За 10-15 лет отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к производству конечных видов продукции: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, зерноуборочные комбайны, насосное оборудование, лифты и другая высокотехнологичная продукция. Появились новые виды продукции: локомотивы, трансформаторы, коммуникационное оборудование, оптические приборы, производство электронных деталей, производство электроосветительного оборудования и др.

На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств.

За последние 10 лет объем производства в отрасли вырос в 4 раза, инвестиции — в 2,5 раза, объем экспорта вырос почти в 3 раза и составил $1,1 млрд. 

Годовой объем производства по итогам 2019 года составил практически 1,5 трлн тг и отрасль встала в один ряд с крупнейшей отраслью обрабатывающей промышленности – металлургией. 

Стоит отметить, что именно обрабатывающая промышленность дает один из самых больших эффектов среди секторов экономики с точки зрения бюджетной эффективности. За годы индустриализации налоги от предприятий сектора выросли почти в 3 раза, совокупно превысив 9 трлн тг. А в обрабатывающей промышленности объемы продукции машиностроения превышают все отрасли, за исключением металлургии. 

К тому же, отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом, являясь сложным диверсифицированным сегментом промышленности, благоприятно влияет и на остальные сферы экономики в целом, способствует росту конкурентоспособности и усложнению экономики, техническому прогрессу и общему росту качества жизни населения. 

Как развивается машиностроение в условиях новой реальности?

Несмотря на сложившуюся ситуацию с коронавирусной инфекцией в мире и ее влияние на экономику стран, по итогам девяти месяцев 2020 года машиностроение Казахстана продемонстрировало положительную динамику. Объем производства вырос на 32,7% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года и составил 1 183,5 млрд тг. В целом, по секторам наблюдается положительная динамика, за исключением горнорудного машиностроения с незначительным снижением на 11%.

«Несмотря на кризис пандемии, отечественные машиностроители практически не останавливали производство. По итогам 9 месяцев 2020 года рост объема производства в реальном выражении отечественного машиностроения составил 17%, в денежном выражении 1,2 трлн тг. За последние 10 лет индустриализации в машиностроении объем производства вырос в четыре раза, инвестиции – в 2,5 раза, объем экспорта вырос в 3 раза», — отметил председатель правления «Союза машиностроителей Казахстана» Мейрам Пшембаев.

На 3 тыс. (63 крупных, 100 средних и 2848 малых) предприятий отрасли трудятся порядка 123 тыс. человек. Благодаря совместным усилиям государства и бизнеса, в отрасли успешно введено 128 проектов на сумму порядка 367 млрд тг и создано порядка 16 тыс. рабочих мест. Производительность труда выросла с $9,2 тыс. (2009 г.) до $15,5 тыс.(2019 г.).

При этом, одно рабочее место, созданное в машиностроении, имеет мультипликативный эффект, создавая до 7-8 рабочих в смежных отраслях промышленности.

«Именно машиностроение призвано стать источником восстановления в пост пандемический период», — подчеркнул М. Пшембаев.

При этом глава Союза машиностроителей отметил важность поддержки изобретательных людей и компаний, которые находят возможности работать, несмотря на сложности. В мире автоматизации, цифровизации и увеличивающегося тренда удаленной работы из любой точки мира, ключевую роль в конкуренции будут играть внедрение и использование новых прорывных технологий. 

«По сути высокотехнологичность экономики и машиностроение — это тождественные понятия. В этой связи, политика высшего руководства нашей страны по поддержке и развитию отечественного машиностроения полностью коррелирует с последними трендами в мировой промышленности», — отметил М. Пшембаев. 

Кроме того, расширена номенклатура и география экспортируемой продукции. Машиностроительные предприятия экспортируют аккумуляторные батареи, автотранспортные средства, вагоны-термосы, различное нефтегазовое оборудование, буровые установки в такие страны как: Россия, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Туркменистан и др. 

Организовано производство новых видов машиностроительной продукции – локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, ЖД колеса и оси, стрелочные переводы, новые виды аккумуляторов, насосов и другое нефтегазовое оборудования. К примеру, АО «Азия Трафо» — самый крупный завод по производству трансформаторного оборудования в Центральной Азии, освоил производство трансформаторов для напряжения до 500 МВА, которые ранее в регионе не производились. 

Какую роль играет Дорожная карта по развитию машиностроения до 2024 года?

По словам председателя правления Союза машиностроителей, развитию отрасли способствовала реализация мероприятий «Дорожной карты развития машиностроения на 2019–2024 годы». 

«В данном документе впервые обозначены такие институциональные меры как разработка Закона РК «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности. На сегодняшний день создан Фонд развития промышленности, разработана и внесена на общественное обсуждение», — сказал М. Пшембаев.

Дорожная карта предусматривает эффективное развитие машиностроительных предприятий. Такие меры, как введение налоговых преференций в обмен на встречные обязательства, разработка Закона «О промышленной политике» и создание Фонда развития промышленности придадут стимул для дальнейшего более интенсивного развития машиностроения.

Также Дорожной картой предусмотрен комплексный пакет мер поддержки, включающий обеспечение сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

Наибольшую динамику роста среди отраслей машиностроения демонстрирует автомобилестроение. Активно развивается производство в секторах электротехнического, сельскохозяйственного, железнодорожного, горнорудного и нефтегазового машиностроения. 

По результатам работы Министерства в рамках Дорожной карты уже сейчас видна успешная реализация многих поставленных задач. Всего из 57 мероприятий 50 – исполнены, остальные находятся на исполнении.

Меры реализуются в следующих направлениях:

  • углубление локализации посредством ужесточения встречных обязательств производителей;
  • создание литейных цехов для производства заготовок;
  • совершенствование системы государственных закупок машиностроительной продукции путем развития системы долгосрочных «off-take» контрактов;
  • обеспечение преимущественных условий субсидирования аграриев при приобретении отечественной сельхозтехники;
  • увеличение объема финансирования программы льготного кредитования и лизинга продукции машиностроения;
  • увеличение доли затрат, возмещаемой государством при продвижении экспорта готового товара на 80%.

Почему автомобилестроение — это драйвер машиностроительной отрасли Казахстана?

История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003 года, когда был выпущен первый автомобиль «НИВА». Тогда объемы производства насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 г. – 4 тыс. ед.). Линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ. Основную часть авторынка страны занимал импорт.

Ключевой этап развития с конкретными обязательствами предприятий стартовал с началом подписания первых соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств в 2010 году. Но, как показал опыт, принятые соглашения по развитию отрасли были малоэффективны, доля реализуемых отечественных автомобилей составляла лишь 26% в 2016 году. Требовались новые методы стимулирования.

 

В этой связи Правительство приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. Была запущена программа промкооперации.

К развитию отрасли был привлечен крупный транснациональный инвестор в лице СМС–JAC Motors — стратегического партнера ТОО «СарыаркаАвтоПром». Все это стало возможным благодаря новым подходам по развитию отрасли, внедрению стимулирующих программ.

Что касается производства коммерческой техники, то в страну начали привлекаться глобальные игроки. Первым крупным производителем, пришедшим в Казахстан в 2005 году, стал КамАЗ. Затем открыли свои производства такие марки, как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и многие другие.

Как результат, за короткий срок была создана целая отрасль с десятками тысяч рабочих мест с учетом смежных отраслей, регулярно пополняющая бюджет за счет налоговых отчислений. Выросло количество автопроизводителей, начала расти здоровая конкуренция.

На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых бренда.

По итогам 2019 года доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%, произведено свыше 50 тыс. единиц техники, экспортировано порядка 2,7 тыс. автомобилей. 

За две пятилетки автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроительной отрасли Казахстана. Состоялся переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой сборке (CKD). К примеру, внедрены технологические операции по сварке и окраске кузовов.

На данный момент 60% реализуемых в стране автомобилей произведены в Казахстане. Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%.

С 2010 года удалось нарастить объемы производства в 12,5 раз. Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%.

В 2019 году в автомобильной промышленности было произведено 50 447 единиц транспортных средств на общую сумму 359,5 млрд тг. В том числе было произведено 44 077 легковых автомобилей, рост производства составил 46,8%.

Доля казахстанских автомобилей в продажах выросла до 59%, 4 из 5 наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК — отечественного производства.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2019 году было произведено 16 332 автомобиля Hyundai (+75,7%), 14 623 ед. Lada (+9,8%) и 5 366 автомобилей Ravon (+912%). В пятерку также вошли Kia (3683 ед) и JAC (2 775 ед.).

На крупнейшего автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» приходится половина от всех произведенных автотранспортных средств в РК. В текущем году Костанайский завод в два раза увеличил производство до 25 802 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов на общую сумму 186 609 млн тг.

Какие перспективы у нового завода по производству автомобилей Hyundai?

15 октября 2020 года Премьер-Министр РК Аскар Мамин дал старт производству в г. Алматы легковых автомобилей марки Hyundai. Проектная мощность предприятия на первом этапе составит 30 тыс. единиц в год. Общий объем инвестиций превышает 28 млрд тг. Создано более 1000 новых рабочих мест с учетом смежных отраслей. 

«Hyundai Trans Kazakhstan» – дочернее предприятие компании «Астана Моторс». Завод построен «с нуля» на 25 гектарах в Индустриальной зоне Алматы. Площадь предприятия – 34 тыс. кв. метров, производственная мощность на первом этапе – 30 тыс. единиц в год, на втором этапе – до 45 тыс. единиц в год. Из 28 млрд тенге, инвестированных в строительство завода, 30% – собственные средства «Астана Моторс», 70% – кредитные, привлеченные от АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Фонд развития промышленности». 

В основу строительства «Hyundai Trans Kazakhstan» заложены технологии мирового автомобилестроения. Монтаж оборудования на предприятии провели специалисты из Южной Кореи. 

За 28 лет на рынке «Астана Моторс» накопила опыт в авторитейле и вышла на новый этап развития – строительство собственного завода по производству легковых автомобилей с локализацией более 51 % и перспективой выхода на экспорт в страны СНГ. 

С апреля 2020 года завод «Hyundai Trans Kazakhstan» выпускает модели Accent, Elantra, Tucson, Sonata, Santa Fe, в декабре – модель Creta. 15 октября 2020 года состоялся запуск цехов сварки и окраски кузовов, сборки автомобилей, окраски пластиковых деталей и склада компонентов для производства автомобилей методом мелкоузловой сборки. 

С выходом на полную мощность «Hyundai Trans Kazakhstan» обеспечит работой более 1000 работников с учетом смежных отраслей. Коэффициент стабильности кадров – 98%. Более 80% сотрудников «Hyundai Trans Kazakhstan» имеют высшее и средне-специальное образование. 

Кроме того, «Астана Моторс» планирует строительство завода по производству автокомпонентов, таких как: пластик, стекло, сиденья, комплектующие. Таким образом, завод по производству легковых автомобилей в Индустриальной зоне Алматы послужит формированию кластера автомобильной промышленности. В рамках промышленной кооперации между Россией и Казахстаном автокомпоненты будут поставляться как для производства казахстанской продукции, так и российской.

Когда в Казахстане перейдут на электромобили?

Казахстанское автомобилестроение не отстает от общемирового тренда, связанного с развитием экологически чистого транспорта. В 2014 году произведена первая партия электромобилей, а также 15 электроавтобусов отечественного производства уже поставили на маршруты.

Производство электромобилей является одним из наиболее перспективных направлений в автомобильной промышленности по всему миру. Ряд крупных производителей уже объявили об отказе выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

На сегодняшний день казахстанский завод «СарыаркаАвтоПром» уже готов к запуску серийного производства электромобиля JAC iEV7s.

Электромобиль JAC iEV7s прошел сертификационные испытания на автополигоне НАМИ в Российской Федерации и получил сертификат одобрения типа транспортного средства Таможенного союза, который позволяет выпускать автомобиль в обращение на всей территории ЕАЭС.

Кроме того, предприятием освоено производство электроавтобусов ANKAI и Yutong, которые уже используются автопарками городов Нур-Султан, Актау и Павлодар.

Также на предприятии «Hyundai Trans Auto» освоено производство электроавтобусов Golden Dragon. В городах Нур-Султан и Алматы прошли испытания 2 городских 12 метровых электроавтобусов вместимостью до 130 пассажиров. Также имеются и другие малосерийные производства.

В 2021 году в Казахстане планируется произвести 1200 единиц электротранспорта разных моделей, включая автобусы, в 2022 году данный показатель будет доведен до 2000 единиц. Машины будут поставляться на внутренний рынок и экспортироваться за рубеж. 

Популярность электромобилей зависит от созданных условиях для их использования, а также их стоимости, которая на сегодняшний день выше стоимости автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

В послании Президента РК от 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поручено проработать вопрос дальнейшего развития производства электромобилей с экспортной ориентацией, предусмотрев создание необходимой инфраструктуры.

Министерством индустрии и инфраструктурного развития утверждена Дорожная карта по развитию производства и созданию необходимой инфраструктуры, в рамках которой прорабатывается возможность субсидирования части стоимости электромобиля, передвижения электромобилей по автобусным полосам, обеспечение выделенными парковочными местами и другие меры.

На сегодняшний день владельцы электромобилей освобождены от уплаты транспортного налога. А размер утилизационного сбора при постановке на учет электромобиля самый минимальный и составляет 416 700 тенге. 

Кроме того, одним из направлений деятельности оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) определено создание и развитие сети электрозаправочных станций.

На текущий момент на стадии завершения находится пилотный проект Оператора РОП по развитию сети электрозаправочных станций, по итогам которого будет установлено 48 ЭЗС в г. Нур-Султан, 52 в Алматы и 3 по трассе Нур-Султан – Боровое. В г. Актау установлены 4 сверхбыстрых зарядных станций мощностью 80 кВт.

На территории комплекса «Талан Тауэр» в г. Нур-Султан компания «Tesla» обеспечена установка шести сверхбыстрых зарядных станций для электромобилей «Tesla Supercharger». При этом есть ряд заправочных станций, установленных другими частными лицами, а также присутствует возможность зарядки электромобилей от обычной розетки.

В рамках ЕЭК обсуждаются скоординированные меры, как сделать электромобили привлекательным и удобным видом транспорта.

Распоряжением Евразийского межправительственного совета утвержден «План мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах - членах Евразийского экономического союза на 2018 - 2020 годы». В соответствии с решением Совета ЕЭК ставка таможенной пошлины на электромобили составляет 0%. Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года.

На какие экспортные рынки выходит казахстанский автопром?

С учетом небольших объемов внутреннего казахстанского рынка долгосрочное планирование отечественных машиностроителей должно предусматривать наращивание экспортных объемов.

Маркетинговым продвижением оказываются меры по возмещению части затрат на транспортировку готовой продукции внутри страны и сертификацию продукции на экспортных рынках. Это позволило облегчить доступ казахстанским предприятиям на внешние рынки.

В свою очередь, отечественные предприятия должны увеличивать количество технологических операций, проводимых на предприятиях, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство. Более того, в Казахстане планируется развитие автокомпонентной базы.

В результате проделанной работы экспорт увеличился в 10 раз. По итогам 2019 года было экспортировано 2 629 автомобилей. Экспортируются автомобили преимущественно в Российскую Федерацию и Узбекистан. Основная часть зарубежных продаж в 2019 году пришлась на JAC (1471), Hyundai (716) и Ravon (442). Эти марки заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах.

Стоит отметить, что экспортноориентированная индустриализация сегодня является важным элементом экономического развития.  В рамках продолжения заданного курса принята программа новой пятилетки индустриализации. Одним из основных локомотивов программы станет развитие индустриального предпринимательства, нацеленного на расширение номенклатуры экспорта.

С учетом опыта двух пятилеток один из подходов это акцент на эффективные предприятия обрабатывающего сектора, ориентированные на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и выход на экспорт. Сегодня казахстанские производители планируют расширение производства и продуктовых линеек, выход на новые экспортные рынки, а также освоение выпуска запасных частей и комплектующих. 

«СарыаркаАвтопром» в кооперации с узбекским автопромом реализует ряд значимых инвестиционных проектов, таких как совместное производство экспортоориентированных автомобилей Равон и Шевроле (ДАМАС, ЛАБО, Кобальт, Малибу).

С целью обеспечения социально-экономического роста в моногороде Сарань, планируется запустить проект по производству нового типа автобусов и специальной техники Yutong (ТОО «QazTehna»). 

30 июля текущего года подписано соглашение между АО «Группа компаний «Аллюр» и ПАО «Татнефть» о строительстве завода по производству шин мощностью 3 млн шин для легковых автомобилей и 500 тыс. шин для коммерческой техники и автобусов.

В Костанайской области, совместно с ПАО «КАМАЗ» реализуются проекты по строительству заводов по производству литейного завода и редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей. 

Какие на сегодня тенденции в автомобильной промышленности Казахстана?

В последние годы автопроизводители ведут поиски стратегических партнеров с целью получения доступа к новым рынкам, расширения своей сбытовой сети, получения новых технологий. Основными направлениями развития автомобильной отрасли в последнее время стали существенное снижение потребления горючего за счет использования новых видов топлива, применение новых конструкционных материалов, повышение комфортности, диверсификация модельных рядов как по качественным и ценовым признакам, так и по целевому назначению.

Особенностью автомобильной отрасли в последнее время стала нарастающая диверсификация модельных рядов.

В секторе электротехнического машиностроения только в 2019 году было произведено 34 млн метров волоконно-оптического кабеля на сумму 5 млрд 400 млн тг и 1 млрд 220 млн метров прочих электрических проводов и кабелей на сумму 40 млрд тг. 

В целом, объем производства электротехнического машиностроения за 9 месяцев 2020 года вырос на 12% и составил 135,6 млрд тг.

Отечественные аккумуляторы в текущем году выйдут на новый экспортный рынок – Объединённые Арабские Эмираты и Италия. Проводится освоение новых видов аккумуляторных батарей, в том числе стационарных батарей. 

Внутренняя потребность в аккумуляторах на сегодняшний день покрывается на 65%.

Аккумуляторные батареи Кайнар-АКБ экспортируются в Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Германию, Китай. 

Потребность в трансформаторах покрывается на 85%.

При запуске 4-го трансформаторного завода в городе Петропавловск (ТОО «Alageum Electric») будет налажено производство еще 10 тыс. трансформаторов в год, что позволит закрыть всю линейку потребности по трансформаторам.

Трансформаторы Кентауского трансформаторного завода идут на экспорт в Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан.

В сельскохозяйственном машиностроении началось расширение продуктовой линейки, запущено производство различных видов навесного оборудования и техники для сельскохозяйственных нужд. Выросло производство тракторов и комбайнов. 

За 9 месяцев 2020 года произведено сельскохозяйственной техники на сумму 27,5 млрд тг, рост составил 56%, в том числе благодаря производству 1064 тракторов и 480 комбайнов. 

Основными игроками сектора являются такие предприятия, как Агромашхолдинг (производство зерноуборочных комбайнов Есиль и тракторов Ловол), СемАЗ и Композит Групп Казахстан (производство трактора марки Беларус), Костанайский тракторный завод (сборка тракторов Кировец), Казахстанская Агро-Инновационная Корпорация (выпуск тракторов Беларус, Бюлер, комбайнов АКРОС, ТОРУМ, посевных комплексов АМИТИ и другого оборудования), а также компания Дон Мар (жатки и посевные комплексы).

Кроме того, государством принимаются меры стимулирования производства, в том числе, освобождение реализации сельхозтехники от налога на добавленную стоимость. Также запущена программа по реализации отечественных тракторов и комбайнов в лизинг, на которую с 2018 года выделено порядка 26 млрд тг. 

В горнорудном машиностроении были освоены следующие новые виды продукции (полноповоротные машины, самоходные бурильные установки, шахтные вагонетки, дробильно-измельчительное оборудование), а также налажено производство запасных частей для машин и оборудования для горной добычи (ТОО «Мэйкер»).

Ключевыми предприятиями горнорудного машиностроения являются Алматинский завод тяжелого машиностроения, Карагандинский литейно-механический завод, Казцинкмаш, Курылысмет, Карагандинский машиностроительный завод им. Пархоменко, Каз Карбон. 

За 9 месяцев 2020 года произведено продукции на 15,6 млрд тг.

В нефтегазовом машиностроении были привлечены крупные мировые игроки такие как германский лидер в производстве запорной арматуры – Бёмер Арматура, ведущий канадский производитель полнокомпактных винтовых насосных систем – Куду Индастриз. 

Освоены новые виды продукции, как запорная арматура, силовые установки, оборудование для фильтрования газов, насосное оборудование и пр.

Объем производства за январь-сентябрь 2020 года составил 45,5 млрд тг. 

Поддержка машиностроительной отрасли

В рамках мер, направленных на повышение производительности труда, АО «QazIndustry» возмещаются затраты в размере 40% по 4 мерам стимулирования на совершенствование технологических процессов и повышение эффективности организации производства.

АО «Банк Развития Казахстана» — лидирующий оператор страны по оценке и структурированию крупных инфраструктурных и индустриальных проектов для частного сектора и Правительства РК. Кроме того, он является специализированным государственным институтом развития, обеспечивающим своевременное и достаточное финансирование проектов в сфере промышленности и инфраструктуры.   

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» оказывает поддержку в виде кредитования, субсидирования и гарантирования кредитов.

В рамках «Дорожной карты машиностроения» на 2019-2024 годы поставлена задача обеспечения отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами. Ведется проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель.

Также ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» в рамках Проекта по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест, реализуемого Министерством труда и социальной защиты населения РК при технической и финансовой поддержке Всемирного Банка, ведут работы в рамках заключенных контрактов на разработку двух отраслевых рамок квалификаций (ОРК) и 46 Профессиональных стандартов (ПС) по направлению «Машиностроение и Металлообработка».

Что необходимо для устойчивого роста машиностроения в стране?

В первую очередь, нужна консолидация действий государственных органов, институтов развития, общественных объединений, финансовых организаций, предприятий частной и государственной форм собственности.

Основные точки роста должны быть ориентированы на модернизацию существующих основных фондов, путем привлечения инвестиций, а также на запуск новых проектов.

Следовательно, необходимо более объемное финансирование отрасли за счет льготных кредитов, инвестиций как государственных, так и частных средств для обновления и модернизации основных фондов.

Кадры являются одним из главных и важных факторов производства. В процессе анализа выяснилось, что, несмотря на наличие достаточно большого количества работающих специалистов, все еще остается потребность в качественных кадрах, что связано, прежде всего, с развитием и модернизацией действующих предприятий, появлением новых производств и нового технологического уклада, демографическими изменениями и др. 

В числе факторов повышения конкурентоспособности казахстанского машиностроения развитие человеческого капитала является одним из важных и в то же время проблемных. В настоящее время отрасль переживает сложный период развития: постепенно выходя из кризиса, приспосабливаясь к работе в современных рыночных условиях и восстанавливая интеллектуальный потенциал, утраченный в годы после обретения независимости. 

В целом, рост экономики Казахстана должен сопровождаться опережающим ростом машиностроения, что позволит повысить степень автоматизации и механизации на предприятиях промышленности и увеличить производительность труда во всех отраслях экономики республики. Достичь этого возможно только при наличии достаточного пула современных и высококвалифицированных кадров, которые являются фактором успеха долгосрочного развития отрасли и экономики в целом.

В будущем, Казахстан способен производить совершенно новые автомобили, собирать машины нового типа, включающие последние инновационные разработки.

К тому же, следует развивать квалификацию трудовых кадров. Согласно официальной статистике наиболее привлекательными по оплате труда секторами экономики являются финансовый сектор и добыча полезных ископаемых. Сегодня в машиностроении Казахстана наиболее подготовленные кадры имеют возраст от 40-45 до 65 лет. 

Кроме того, необходимо создание тесного образовательного процесса между производством и образовательным центром в развитии рынка труда. Существует необходимость профессиональных учебных заведений в развитии кадровых ресурсов для модернизации экономики страны. В результате того, что многие учебные заведения не настраивают свою работу согласно планов предприятий реального сектора, появляется необходимость усиления работы по данному вопросу. 

Так, для организаций средне-специального и профессионального образования существует важность социального партнерства с предприятиями отраслей промышленности. Тесное сотрудничество и планирование программы обучения, имеющее много общего с тем, что требуется для производства позволит поднять качество профессионального образования и подготовки по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда. 

Одну из ключевых ролей в данном направлении будут играть разработанные и постоянно актуализируемые бизнесом отраслевая рамка квалификации и профессиональные стандарты в машиностроении, к которым будут адаптироваться образовательные стандарты.

 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться