Промышленная кооперация и трансграничная торговля — Казахстан расширяет торгово-экономическое сотрудничество с соседними странами

Министерство торговли и интеграции разрабатывает государственную политику в области торговли внутренней и внешней, технического регулирования защиты прав потребителей. По первым двум направлениям желания, потребности и планы бизнеса крайне важны. Сегодня в Казахстане только по линии экспортного страхования оказывается 18 услуг: от страхования контрактов до поддержки импортеров казахстанской продукции.

Казахстан видит большой потенциал для выхода на рынки других стран за счет подключения к Хабам WLP в других странах и повышения связанности торговых и транспортных систем. 

Перспективными направлениями наша страна рассматривает Центрально-азиатский регион, а также рынок Индии, куда казахстанские трейдеры и логистические компании могут получить выход посредством регистрации в индийском Хабе WLP. 

В Республике Казахстан создана вся необходимая инфраструктура для обеспечения беспрепятственного перемещения экспортно-импортных и транзитных торговых потоков. Продолжающаяся работа по ее совершенствованию позволит Казахстану укрепить свой статус торгового и логистического хаба региона. 

Уже сейчас сухопутные маршруты через Казахстан показали свою конкурентоспособность. В этом году транзит превысит стратегический рубеж в миллион контейнеров, в том числе 700 тысяч ДФЭ (условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств) в направлении Азия-Европа ДФЭ.

Глобальная Инициатива World Logistics Passport (WLP) — это глобальная инициатива, запущенная Шейхом Мохаммедом (Дубаи) в 2019 году в рамках стратегического видения развития международной торговли. WLP объединяет ключевые государственные и частные структуры, обеспечивающие цепочку создания стоимости в сфере логистики лучшими практиками. При этом World Logistics Passport является инициативой частного сектора, направленной на стимулирование международной торговли через первую глобальную программу лояльности для упрощения таможенных и торговых операций, развития эффективных мультимодальных торговых коридоров. Инициатива предоставляет финансовые и нефинансовые выгоды трейдерам и экспедиторам для увеличения торговли через стратегических партнеров программы, такие как порты, аэропорты, авиакомпании и таможенные службы.

Товарооборот между Казахстаном и странами ШОС составил $14,2 млрд. Казахстан рассматривает ШОС как важную стратегическую и торгово-экономическую организацию. Торгово-экономические связи Республики Казахстан со странами-участницами ШОС сохраняются на высоком уровне. 

По итогам 4 месяцев 2021 года товарооборот между Казахстаном и странами ШОС составил $14,2 млрд, что на 11% выше, чем за аналогичный период предыдущего года ($12,8 млрд). 

Потенциал наращивания экспорта РК в страны-участницы ШОС составляет порядка $2 млрд по таким отраслям, как химическая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и другие обрабатывающие отрасли экономики. 

Для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества и поддержания его высокой положительной динамики казахстанской делегацией было предложено продолжить совместную работу по расширению номенклатуры поставляемых товаров и услуг, установлению прямых контактов между деловыми кругами. 

Казахстанской стороной также предложено активизировать работу по модернизации и расширению цифровой инфраструктуры и ускорению цифровых преобразований для трансграничной электронной торговли, применяя цифровые платформы в целях расширения доступа к торговому финансированию и обмена данными. В том числе, развитие инфраструктуры электронной торговли, поддержка развития фулфиллмент центров, упрощение процедур регистрации и выхода маркетплейсов на рынки стран-партнеров. 

В Шанхайскую организацию сотрудничества входят Россия, Китай, Индия, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан. Общая численность населения стран-участниц ШОС, а также наблюдателей и партнеров по диалогу превышает 3 млрд человек (около 45% населения мира).

В 2020 году вырос экспорт в Узбекистан и Таджикистан, снизился импорт из этих стран. Экспорт в Узбекистан вырос на 6,9% и составил $2,1 млрд , в Таджикистан — на 6,1% и составил $693 млн.

Товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном за январь-апрель 2021 года составил $1,2 млрд, что на 41,3% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. 

Экспорт из Казахстана в Узбекистан за январь-апрель 2021 года вырос на 54% и составил $899,2 млн. В целом за 2020 год товарооборот между Казахстаном и странами Центральной Азии составил $4,6 млрд. 

Товарооборот между Казахстаном и Таджикистаном за 2021 год составил $335,9 млн, что на 17,2% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. 

Наиболее импортируемыми товарами являются фрукты, ягоды, овощи: это абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы и терн; виноград; хлеб и мучные кондитерские изделия; томаты; лук, чеснок;  воды минеральные и газированные. А также: автомобили; полимеры этилена; руды; стекло; пластмассу. 

Самый высокий импорт в Казахстан приходится из Узбекистана. В 2020 году он составил $783,1 млн. В июне т.г. во время рабочей поездки министра по торговли и интеграции РК в Узбекистан и Таджикистан казахстанскими предпринимателями были подписаны 6 контрактов на $3 млн о пилотной поставке различной продукции. 

К примеру, контракты по $500 тыс. на покупку узбекской черешни, о поставке плодоовощной продукции из Гафуровкого района Согдийской области в казахстанские торговые сети.  

В ходе переговоров также были обсуждены вопросы по прокладыванию торговых маршрутов/коридоров. 

Узбекской стороной до 1 января 2021 года при ввозе продукции применялись акцизы на ряд товаров, что не лучшим образом повлияло на объемы взаимной торговли. 

Основными подакцизными товарами являлись автомобильный бензин, дизельное топливо, мазуты, моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло, части стиральных машин, кондитерские изделия, мука. Такие меры регулирования внешнеторговой деятельности одинаково применялись Узбекистаном ко всем странам-участникам Договора о зоне свободной торговли СНГ. 

С 1 января т.г. Узбекистан не применяет акцизы в отношении ввозимых товаров. За январь-апрель 2021 года в Узбекистан было экспортировано 85 товарных позиций на 10 знаках ТН ВЭД на сумму $50,3 млн, которые подпадали под акцизный налог на импорт. 

В январе-апреле 2020 года объем экспорта по данным товарам составил $28,9 млн. То есть, после отмены Узбекистаном акцизного налога на импорт наблюдается увеличение экспорта из Казахстана в Узбекистан подакцизных товаров на 74,3%. 

Экспорт кондитерских изделий за 2020 год составил $601,6 тыс., в то время как за 2021 год с января по май экспорт составил $964,2 тыс., увеличившись на 60,3%. 

Экспорт муки в 2020 году составил $25,3 тыс., в то время как в 2021 году с января по май т.г. экспорт составил $33,7 тыс., увеличившись на 33,3%. 

Вместе с тем, остается вопрос применения Узбекистаном Соглашения о стране происхождения товаров. В соответствии с Договором о ЗСТ СНГ Казахстан и Узбекистан не применяют импортные таможенные пошлины во взаимной торговле, при условии выполнения критериев достаточной переработки, которые определены правилами определения страны происхождения СНГ 1993 года. 

Следует отметить, что не все казахстанские товары соответствуют критериям достаточной переработки правил 1993 года, соответственно такая продукция подпадает под обложение импортными таможенными пошлинами в Узбекистане. 

В этой связи, на двусторонней площадке активно ведутся переговоры по присоединению Узбекистана к правилам СНГ от 2009 года. На данный момент Казахстан ответно применяет правила 1993 года при ввозе узбекских товаров. 

Также достигнута договоренность о гарантированных поставках казахстанской продукции на полки узбекских магазинов на сумму $50 млн. Более 55 казахстанских компаний представили свою продукцию потенциальным партнерам из Узбекистана в рамках торгово-экономической миссии деловых кругов РК в РУ. 

В настоящее время более 50% товарооборота Узбекистана проходит транзитом через территорию Казахстана. Согласно оценкам Азиатского банка развития, торговля между регионами и транзитная торговля вдоль существующих коридоров увеличится на 35% в 2025 году и на 65% в 2030 году по сравнению с уровнем 2019 года.

При этом почти вдвое увеличится нагрузка на действующие контрольно-пропускные пункты. Казахстанская сторона озвучила предложение не наращивать нагрузку на пограничные КПП и «не перевозить через границу большое количество товаров, а создавать товары на границе».

В настоящее время Казахстан пересматривает Концепцию дальнейшего развития «Хоргосского узла», прорабатывает запуск приграничных хабов с Россией с дальнейшим выходом на рынки ЕАЭС и ЕС. 

Также были заключены экспортные контракты на поставку макаронных изделий, яблочного сока и комбикормов в Узбекистан. Ярким событием стало заключение Соглашения между АО «Qaztrade» и крупнейшей торгово-розничной сетью Казахстана «Magnum» об увеличении поставок в Узбекистан казахстанской продукции на 50 миллионов долларов США в 2021г. 

В ближайших планах Magnum – открытие сети магазинов в соседних республиках. Мы, как компания-оператор по продвижению экспорта, долгое время вели переговоры, и сегодня они завершились соглашением об увеличении представленности казахстанской продукции на полках в магазинах Magnum в Узбекистане. Теперь казахстанские производители смогут заключать прямые контракты на поставку в сеть Magnum-Узбекистан. Продвижение товаров через торговые сети является сегодня одним из самых действенных инструментов торговли, в том числе, трансграничной.     

Отношения с Таджикистаном основаны на соглашениях в рамках СНГ, а также ряде двусторонних соглашений. На сегодняшний день таможенные органы Таджикистана применяют особые тарифы к импортируемым кондитерским изделиям из Казахстана. Министерством торговли и интеграции для выравнивания ситуации будут проводиться переговоры с таджикской стороной. 

Вместе с тем, вопрос по снижению тарифа на перевозку зерна и муки поднимался на Межправительственной комиссии с Таджикистаном в марте 2021 года, казахстанской стороной инициирован вопрос об установлении понижающего коэффициента 0,4. В целом необходимо отметить, что устранение барьеров при выходе казахстанской продукции на внешние рынки — это постоянная работа в рамках МПК и двусторонних переговоров на высоком уровне.

В свою очередь, Казахстан и Россия обсуждают «зеленый коридор» для агроэкспресса в рамках сотрудничества двух стран в формировании Евразийской товаропроводящей системы и перетока товаров Центральная Азия-Казахстан-Россия. 

Агрологистический коридор «Россия – Узбекистан» должен стать трехсторонним, потому как товарные грузопотоки проходят через территорию Казахстана. 

Необходимо синхронизировать работу контролирующих органов, чтобы поезда ходили без длительных задержек, это критически важно для доставки скоропортящихся продуктов. Таким образом бизнесу трех стран будут даны конкурентные преимущества.

Стоит отметить, что также готовится Дорожная карта по расширению торгово-экономического сотрудничества Казахстана и Татарстана

В частности, одним из направлений кооперации может стать сотрудничество в сфере молочного животноводства и реализация на территории Казахстана совместных проектов по глубокой переработке молока. В том числе на базе международных центров приграничного сотрудничества. 

Возможно расширение номенклатуры экспорта из РК на сумму $396,3 млн. Перечень продукции включает в себя более 100 несырьевых товаров в различных отраслях. 

Товарооборот между РК и Литвой составил $481,6 млн, увеличившись за 2020 год на 16,6% несмотря на глобальную пандемию COVID-19, которая оказала огромный ущерб мировой экономике. 

Рост экспорта в Литву обосновывается увеличением поставок таких товаров, как: нефть сырая, сера, медь, лом черных металлов и т.д. Рост импорта из Литвы обосновывается увеличением ввоза таких товаров, как: пульты, панели, столы для электрической аппаратуры, оборудование для обработки резины или пластмасс, оборудование прочее для сельского хозяйства, садоводства, лесоводства и т.д. 

Вместе с тем, у Казахстана имеется большой потенциал наращивания экспорта обработанных товаров в Литву на более чем 50 позиций на сумму $205 млн. 

Литва также заинтересована в развитии взаимной торговли с Казахстаном и готова поставлять продукцию в различных сферах. 

Потенциал наращивания экспорта товаров из Казахстана в Египет составляет $291,6 млн. 

Экспорт из Казахстана в Египет за 2020 год составил $5,5 млн. Основными товарами экспорта из Казахстана в Египет являются: соли фосфорных кислот — $2,9 млн (53,9%), сера — $1,5 млн (26,9%), ферросплавы — $899 тыс.(16,5%). 

Импорт в Казахстан из Египта за 2020 год составил $78,9 млн. Основными товарами импорта в Казахстан из Египта являются: смеси душистых веществ — $34,6 млн(43,8%), вещества связующие готовые — $30,7 млн(38,9%), лекарственные средства — $8 млн(10,2%), США, цитрусовые плоды — $1,6 млн (2%). Египет с точки зрения наращивания экспорта для Казахстана является перспективной страной. Потенциал наращивания экспорта товаров из Казахстана в Египет составляет $291,6 млн. 

Несмотря на последствия пандемии коронавируса, объемы взаимной торговли между Казахстаном и Афганистаном по итогам 2020 года увеличился на 55,2% и составили $623,6 млн. 

За январь-апрель 2021 года товарооборот вырос на 2,8% и составил $163 млн, при этом экспорт за январь-апрель 2021 года вырос на 2,5% и составил $161,8 млн. 

С целью поддержания положительной динамики роста товарооборота и в качестве мер по наращиванию товарооборота казахстанской стороной предложено провести диверсификацию структуры экспорта между странами. 

Казахстанскими экспертами подготовлен перечень потенциальных товаров, которые могут быть поставлены на рынок Афганистана из Казахстана. Это более 45 наименований продукции на общую сумму $360 млн. Так, есть возможность увеличить поставки продукции отраслей нефтехимической (на сумму $91 млн), пищевой (на сумму $226,2 млн), металлургической (на сумму $15 млн), машиностроительной (на сумму $2,4 млн), химической (на сумму $16,8 млн), легкой (на сумму $6,4 млн), деревообрабатывающей и мебельной (на сумму $2,1 млн).

В целях дальнейшего развития торгового сотрудничества, Казахстан готов закупать фрукты и овощи из Афганистана. Кроме того, казахстанская сторона выразила интерес к сотрудничеству на базе Международного торгового центра Термез. Между странами существует также необходимость интенсификации объемов инвестиции. В связи с чем, предложено использовать потенциал МЦПС «Хоргос» в качестве площадки для оптово-розничного экспорта на рынок КНР. 

Казахстан намерен увеличить экспорт в Кубу на $40,6 млн. Объемы товарооборота между Казахстаном и Кубой за 2020 год весьма невысоки, которые по нашим данным, составили $234,2 тыс., что на 32,4% ниже показателя предыдущего года ($346,7 тыс). Экспорт из Казахстана на Кубу за 2020 год снизился на 85,9% и составил $0,3 тыс. Казахстанскими экспертами подготовлен перечень потенциальных товаров, которые могут быть поставлены на рынок Кубы из Казахстана. Это более 17 наименований продукции на сумму $40,6 млн. Посол Эмилио Певида Пупо подчеркнул, что Куба готова ко всестороннему сотрудничеству. А также, учитывая, что страна стала наблюдателем в ЕАЭС, надеется на сотрудничество на взаимовыгодных условиях. Он также отметил, что Куба на данный момент достигла внушительных успехов в области развития биотехнологий и фармацевтики и готова поделиться своими знаниями и разработками и оказать поддержку в данной сфере. Учитывая,что недавно был подписан Меморандум сотрудничества между торговыми палатами Казахстана и Кубы, стороны условились продолжить работу в области расширения торговых взаимоотношений.

Напомним, что 18 июня в Киеве прошло 14-е заседание Межгосударственной казахстанско-украинской Комиссии по экономическому сотрудничеству. Сопредседателем с казахстанской стороны является Министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов. Сопредседатель с украинской стороны — Первый вице-премьер, Министр экономики Украины Алексей Любченко. 

Открывая заседание стороны подчеркнули существенный потенциал сотрудничества и взаимную заинтересованность в совместных комплексных усилиях по его раскрытию. Украина остается одним из основных торговых партнеров Казахстана. Однако в последние несколько лет зафиксировано снижение объемов взаимной торговли. В этой связи, сопредседатели Комиссии обменялись конкретными инициативами по наращиванию объемов торгового оборота. 

Так, Бахыт Султанов предложил украинским коллегам на первом этапе совместно проработать вопрос поставок 70 товарных позиций по которым казахстанские предприятия могут нарастить несырьевой экспорт на $350 млн. Только это приведет к росту казахстанского экспорта на 45,5% в ближайшей перспективе.

По мнению главы казахстанской делегации, развитию торгово-экономических отношений способствовало бы открытие Казахстанского торгового дома в Киеве и Украинского торгового дома в Нур-Султане, в которых были бы представлены лучшие продукты казахстанского и украинского производства. Для интенсификации взаимного товарооборота казахстанская сторона предложила Киеву углубить сотрудничество через открытие совместных кооперационных проектов в различных сферах. У Казахстана и Украины уже есть успешный опыт такого сотрудничества в сфере машиностроения, промышленности, сельского хозяйства и IT-индустрии. 

Вместе с тем, имеется потенциал совместных предприятий, в том числе для продвижения готовой продукции в третьи страны, согласились сопредседатели Комиссии. Говоря о конкретных проектах, украинская сторона выразила заинтересованность в совместном производстве автомобильной техники. 

Со своей стороны, Казахстан озвучил готовность поставлять на украинский рынок автомобилей Hyundai казахстанского производства и детально проработать на экспертном уровне изложенное предложение партнеров. В Киеве также обсуждались вопросы сотрудничества в сфере стандартизации, оценки соответствия и метрологии, в том числе возможность применения и распространения национальных стандартов одной стороны на территории другой стороны. 

По словам министра торговли и интеграции РК Бахыта Султанова, это бы создало условия для устранения технических барьеров в торговле, способствуя дальнейшему укреплению торгово-экономического сотрудничества между странами. Стороны рассмотрели вопросы казахстанско-украинского сотрудничества в области транспорта и транзитных перевозок. Особое внимание было уделено развитию транзитных грузовых перевозок в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута. 

Казахстанская сторона также предложила украинским коллегам более активно использовать возможности Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» для привлечения инвестиций и в качестве площадки для оптово-розничного экспорта украинской продукции в КНР. 

Отдельная тема переговоров – обеспечение синергии сотрудничества ІТ-сферы. При этом стороны подтвердили намерения начать реализацию в пилотном режиме ряда технологических решений в сфере государственного управления и медицины. 

Стоит отметить, что с начала года казахстанским экспортерам обработанных товаров в 2021 году уже возмещено более 3,5 млрд тг:

  1. на продвижение отечественных обработанных товаров (реклама, аренда склада, сертификация, выставка) 5 заявок от субъектов на общую сумму 48 070 176 тенге. 
  2. 2) на доставку отечественных обработанных товаров 159 заявок от 86 субъектов на общую сумму 3 452 696 347 тенге, а именно: 

- железнодорожная доставка 3 067 927 342 тг; 

- автомобильная доставка 355 036 349 тг; 

- авиа-доставка 19 894 519 тг; 

- морская доставка 9 838 137 тг. 

Из общего количества одобренных заявок 54 поступило от малого бизнеса, 19 - среднего и 16 - представителей крупного бизнеса. 

Среди одобренных заявок 844 646 980 тг составляют расходы, связанные с доставкой товаров верхнего передела, 2 271 603 226 тг товаров среднего передела и 384 516 317 тг товаров нижнего передела. По итогам первого полугодия освоение составило 60% от выделенных средств. Рассмотрение заявок проходит в порядке очереди по дате первичной регистрации заявки.   

Справочно: К возмещению части затрат подлежат следующие виды: 

1) затраты, связанные с рекламой товаров за рубежом; 

2) затраты на прямое участие в зарубежных выставках, форумах, ярмарках, конкурсах, конгрессах; 

3) затраты, связанные с разработкой, переводом на иностранные языки и изданием специализированного каталога для распространения за рубежом; 

4) затраты на содержание филиалов, представительств, торговых площадей, склада и торговых полок за рубежом; 

5) затраты на проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков за рубежом, на электронно-торговых площадках; 

6) затраты на проведение мероприятий, связанных с процедурами подтверждения соответствия товаров требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами, включая стандарты организации, или условиям договоров или подтверждением права на осуществление деятельности по реализации товаров за рубежом (сертификаты, разрешения, регистрационные удостоверения и другие документы), а также затраты, понесенные при доставке до пункта испытания и обратно пробных образцов продукции для прохождения процедуры сертификации (в случае наличия сертификата либо иного подтверждающего документа); 

7) затраты, связанные с проведением процедур получения разрешения по использованию объектов исключительных прав (франчайзинг) за рубежом; 

8) затраты, связанные с прохождением зарубежной сертификации, аккредитации, инспекции субъектов индустриально-инновационной деятельности (в случае положительного прохождения процедуры сертификации, аккредитации, инспекции и наличия сертификата либо иного подтверждающего документа); 

9) затраты, связанные с доставкой товаров и оплатой услуг по перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским транспортом и по организации перевозок.

Что касается вопроса регулирования субсидий на рыболовство, то данный вопрос является важным с точки зрения сохранения окружающей среды и расширения аквакультуры. 

Ожидается, что новые правила по субсидированию рыболовства будут распространяться на рыболовные субсидии и деятельность, связанную с рыболовством, осуществляемую в море. Таким образом, субсидии на развитие аквакультуры и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах, исключены из охвата консолидированного текста. 

В соответствии с проектом соглашения запрещаются субсидии, которые способствуют чрезмерному вылову и созданию избыточных мощностей. Однако, разрабатываемые правила позволяют сохранять программы поддержки, если государство применяет меры по управлению рыболовством, позволяющие поддерживать рыбные запасы на биологически устойчивом уровне. 

Также предусматривается введение запрета на субсидирование судов или операторов, осуществляющих незаконный, нерегистрируемый и нерегулируемый рыбный промысел (ННН-промысел). Сокращение ННН-промысла в экономической зоне и мировом океане будет способствовать повышению устойчивости состояния рыбных запасов. 

Министр торговли и интеграции РК примет участие в 12-ой министерской конференции, которая пройдет в г. Женеве в декабре текущего года и достижение ощутимых результатов для глобальной торговой системы, включая установление новых правил субсидирования рыболовства и достижение всемирно согласованной цели ООН в области устойчивого развития по сокращению пагубных субсидий на рыболовство. 

В переговорах участвуют все 164 члена ВТО. Республика Казахстан стала 162 полноправным членом ВТО в 2015 году. Переговоры ВТО по субсидированию рыболовства берут своё начало с мандата Дохийского раунда 2001 года и Гонконгской декларации министров 2005 года. С тех пор существенного прогресса достигнуто не было, но с принятием в 2015 году Целей устойчивого развития был дан новый толчок переговорам по вопросу субсидирования рыболовства. 

В марте 2021 года новый Генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала объявила о намерении уже в т.г. завершить затянувшиеся переговоры о запрете чрезмерных субсидий на рыболовство.

На сегодня актуальным остается вопрос перехода к цифровым технологиям, где и техническое регулирование всецело внедряется в информационную систему.

30 декабря 2020 года принят Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании» в новой редакции, который предусматривает введение с 1 июля 2021 года процессов технического регулирования, стандартизации, аккредитации, оценке соответствия и обеспечения единства измерений в информационной системе технического регулирования. 

В рамках исполнения данного Закона, был запущен пилотный проект сервиса электронной сертификации в области оценки соответствия «Е-сертификация», который предусматривает полную прослеживамость процессов выдачи документов по подтверждению соответствия в электронном виде. Выдача документов об оценки соответствия осуществляется исключительно в электронном виде без использования бланков строгой отчетности. 

Основной задачей информационной системы является исключение «серой» сертификации, создание условий автоматизации и цифровизации. Таким образом добиться сокращения сроков рассмотрения заявок при оценки соответствия. Одним из новшеств Закона также является – «камеральный контроль», который предусматривает переход от контроля субъектов к контролю объектов. Целями «камерального контроля» являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля и надзора права самостоятельного устранения нарушений. 

Ожидается, что будет запущен механизм профилактического контроля без посещения, который распространится на 120 групп подконтрольной продукции, 180 000 хозяйствующих субъектов (по данным портала статистики), 1500 субъектов аккредитации, НПП «Атамекен» и более 40 экспертных организаций по определению страны происхождения товара. При этом фактический штат инспекторов по регионам составляет 95 человек. В действующей системе контроль осуществляется внеплановыми проверками на основании жалоб, а также сообщений от других государственных органов. Для настройки автоматического сигнализирования при обнаружении признаков нарушения законодательства отрабатываются сценарии, при которых будут формироваться уведомления. Для экономии времени планируется настроить систему на автоматическое формирование и отправку уведомлений непосредственно субъекту контроля электронными способами доставки (СМС, сообщения в личный кабинет портала e-gov.kz и прочие). 

К примеру, цифровая платформа среагирует на наличие таких рисков как: 

- слишком короткие сроки проведения испытаний; 

- проведение сертификации продукции экспертом аудитором, который аттестован на другой вид продукции; 

Примеров, где система может сигнализировать значительно больше. Разработчиками ведутся финальные доработки в реестрах, составляются логические сценарии и риск факторы, прорабатывается интеграция с нужными источниками. В перспективе, когда будет достигнута более развитая интеграция с системами других госорганов, станет доступной автоматизация по выявлению нарушений во всех курируемых сферах. 

Далее Законом «О техническом регулировании» предусматривается автоматизация всех процессов технического регулирования в рамках единой информационной системы, которая должна предусматривать блоки технических регламентов, аккредитации, оценки соответствия, стандартизации, обеспечения единства измерений и опасной продукции. 

В общей сложности автоматизировано более 90 бизнес-процессов, 3 реестра Государственных систем технического регулирования, стандартизации и метрологии. На постоянной основе во всех процессах технического регулирования участвуют более 2000 участников (КТРМ, КазСтандарт, НЦА, органы по сертификации, лаборатории, технические комитеты, учебные центры и так далее), еще около 10 000 юридических лиц (заявителей) на периодической основе в рамках подачи заявок на оценку соответствия.

В рамках сотрудничества между Министерства торговли и интеграции РК и BTS Education разработан курс по Электронной коммерции для студентов Казахстана. 

Министерством торговли интеграции РК проводится планомерная работа по стимулированию развития и увеличению доли электронной торговли до 15%, По данному направлению ведется активная работа по обучению большого количества студентов основам электронной коммерции. В этой связи, компанией BTS Education создан курс по электронной коммерции для казахстанской молодежи. 

Цель курса – обучить всех желающих зарабатывать онлайн, рассказать про тренды в электронной коммерции. Курс доступен на платформе www.JumysBar.kz. На текущий момент доступен первый мини-курс про ведение и монетизацию личного блога в Интернете. Любой казахстанец может обучаться в удобное для него время, в онлайн формате, с возможностью повторения в любой момент, с помощью электронного устройства. Предоставляется отличная возможность освоить востребованную специальность с нуля. В ближайшее время, планируется запуск серии мини курсов по актуальным тематикам. Ежемесячно будет формироваться и запускаться новый мини-курс для обучения новым навыкам, к примеру, ведение страниц в социальных сетях, открытие интернет-магазина, продажа товаров на международных онлайн площадках и так далее. После каждого теоретического материала будут доступны вопросы самопроверки. Также, будут публиковаться интервью с различными успешными предпринимателями онлайн бизнеса, истории успеха отечественных бизнесменов.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться