Проведение ревизии законодательных актов и обеспечение стабильности законодательства — М. Бекетаев рассказал о реализации Послания Президента

Министр юстиции РК Марат Бекетаев на онлайн-брифинге доложил о ходе реализации поручений, данных Главой государства К. Токаевым в Послании народу Казахстана.

Глава государства в своем Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» отметил о необходимости решения ряда вопросов в сфере государственного управления, здравоохранения, образования, по социально-экономическим и другим вопросам.

Первое, с учетом опыта пандемии Главой государства поручено выработать механизмы, направленные на обеспечение баланса между уровнями правовой регламентации.

Президентом отмечено, что излишняя законодательная регламентация деятельности исполнительной власти мешала оперативному реагированию на возникшие проблемы, поэтому поручено данный вопрос рассмотреть в рамках Концепции правовой политики. 

«Говоря о предварительных подходах по реализации данной задачи, предполагается проведение ревизии законодательных актов для выявления детализированных норм, которые будут пересматриваться с целью обеспечения гибкого регулирования в конкретных правоотношениях», — отметил министр.

Второе, поставлена задача выработать подходы по обеспечению стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Для этого Минюстом совместно с правоохранительными органами ведется работа по выработке соответствующих механизмов обеспечения стабильности.

К примеру, снижение частоты внесения поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы можно достичь путем усиления механизмов проработки предлагаемых инициатив в данной сфере.

Третье, совместно с заинтересованными органами проводится работа по уточнению понятий «административное» и «уголовное» правонарушение. 

Новое понятие «административное правонарушение» должно служить критерием:

  • для включения в КоАП составов адмправонарушений;
  • определения размера и вида административных санкций;
  • криминализации или декриминализации отдельных составов Уголовного кодекса.

Четвертое, Главой государства отдельно отмечена необходимость обеспечения равенства прав адвоката и прокурора в судебных процессах.

Во исполнение данного поручения совместно с адвокатским сообществом разработаны поправки, включенные в проект Закона по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи, которые расширят полномочия адвокатов в судебных процессах. 

Законопроект находится на рассмотрении Мажилиса.

«Надо отметить, что Министерство юстиции также определено соисполнителем по 43 мероприятиям, в рамках реализации которых мы оказываем всестороннюю правовую поддержку ответственным госорганам, а также участвуем в выработке соответствующих предложений», — сказал М. Бекетаев.

 

Время диктует свои правила и в правовой сфере

Отвечая на вопросы журналистов, министр рассказал о необходимости обеспечения стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства и его реализации.

Так, по словам министра, уголовное право — это те инструменты, которые государство использует, когда необходимо бороться с преступлениями. То есть та политика, которая проводится государством по борьбе с преступностью, находит свое отражение в уголовном и уголовно-процессуальном кодексах, а также в уголовно-исполнительном кодексе. 

«Государство должно четко давать сигналы обществу о том, какую политику оно проводит. Если эти сигналы частые, меняются, тогда и сигналы неточные и не очень легко их понимать иной раз. Также это очень важно для правоприменения. Правоохранительные, судебные органы должны применять уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы однообразно. А частые изменения мешают единообразному правоприменению. Поэтому речь стоит о стабильности для того, чтобы нам приблизиться к стандартам правового государства», — сказал М. Бекетаев.

Министерство юстиции предлагает развивать следующие механизмы. Любые изменения необходимо широко, публично обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы все имели возможность высказать свою точку зрения и чтобы была возможность услышать эту точку зрения.

Говоря о соотношении подзаконного регулирования и установления норм на уровне закона, М. Бекетаев обратился к новейшей истории Казахстана. Он отметил, что был период, когда существовала необходимость в регулировании на уровне законов. Были законы прямого действия, когда судьи, правоприменители использовали нормы закона напрямую. Но это предполагало, что законы должны быть очень детализированы, до мельчайших деталей необходимо было прописывать определенные ситуации в законе. Это необходимо было из-за широты дискреционных полномочий у правоприменителей. Можно было применить санкцию более жесткую, более мягкую или в конкретной ситуации то или иное решение принять. Чтобы уменьшить эту дискрецию применялись такие подходы.

«Жизнь диктует свои правила. Сейчас понятно, что технологии, события быстро развиваются, опять же пандемия показала определенные вещи. Приходит понимание, что необходимо определенную гибкость сохранять. Особенно обеспечивать быстроту принятия решения, особенно в кризисных ситуациях. Соответствующее поручение дал Президент страны. Нужно не потерять этот баланс: с одной стороны нужно быстро принимать решения, с другой стороны необходимо обеспечивать стабильность законодательства», — сказал министр.

На данный момент Минюстом ведется работа совместно с другими министерствами по разработке новых подходов. Среди них — проведение каждым госорганом мониторинга в сфере своего регулирования, внедрение механизмов для обеспечения прозрачности процесса принятия решений.

 

Права адвокатов будут расширены

М. Бекетаев рассказал, каким образом новый законопроект по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи, который на сегодняшний день рассматривается в Мажилисе, улучшает позиции адвокатов. Так, по его словам, несколько поправок, предложенных депутатами, предлагают расширить полномочия адвокатов. В частности, предлагается предоставить доступ адвокатам на более ранних стадиях уголовного процесса к материалам следствия. Эти поправки обсуждаются. Но в целом посыл уже понятен. Речь идет об укреплении полномочий адвокатов. Также речь идет о полномочиях юрисконсультов. 

«По некоторым вопросам юрисконсультов менее широкий объем полномочий по сравнению с адвокатами. Мы предлагаем этот объем дополнить. Также стоит вопрос о внедрении введения ответственности за препятствование деятельности юрисконсультов», — сказал министр.

В целом этот депутатский законопроект направлен на развитие института адвокатуры и института палаты юрисконсультов. Речь идет о том, чтобы эти институты саморегулирования развивались. Дело в том, что необходимо более четко прописать, каким образом финансируются эти организации и насколько они обеспечены ресурсами для выполнения своих функций.

 

Новые партии должны сами заявить о себе

Также М. Бекетаев дал разъяснения касательно регистрации партий перед выборной кампанией. 

«Есть поручение Президента об оппозиции в Парламенте. Это не оппозиция в прямом смысле. В Парламенте есть победившая, правящая партия и есть другие партии, которые не получили большинство в Парламенте, но у них есть депутатские места в Парламенте. Для того, чтобы голос этих партий был более четко и ясно слышен, были внедрены механизмы», — сказал он.

Это законопроект, который был предложен партией «Акжол», о том, что у таких партий, которые уже находятся в Парламенте, но не имеют большинство, были гарантированные квоты по председателям и секретарям комитетов. 

Этот законопроект был принят. В результате у таких партий есть квота на одного председателя комитета в Мажилисе и двух секретарей комитетов в Мажилисе. Также у таких партий есть право инициировать правительственные часы и определять тему обсуждения на этих правчасах. Также у таких партий есть право быть заслушанными на любом мероприятии в Мажилисе Парламента. То есть председателю фракции такой партии невозможно не дать слово. Это его право. Эти механизмы обеспечивают более четкий, ясный голос в Мажилисе Парламента. 

Что касается регистрации оппозиционных партий, по словам М. Бекетаева, заявки были. 

«Я бы не назвал заявки оппозиционными, просто группы людей направляли заявки в Министерство юстиции для того, чтобы начать процедуру создания политической партии. Эти заявки не соответствовали правилам, определенным законодательством. Поэтому были отказы. У этих групп людей есть право исправить все ошибки и заново подать такие заявки», — сказал министр.

Также он подчеркнул, что создание партий — это очень сложный и дорогостоящий процесс. 

«Это не так, чтобы кто захотел сегодня создать партию, пошел сдал документы на регистрацию и создал. Нет. Он должен показать, что он пользуется авторитетом, у него есть единомышленники, у него есть ресурсы для создания партии. Вот на это нацелены требования закона по процедуре регистрации», — сказал министр.

Однако, по словам М. Бекетаева, по закону озвучивать, сколько партий подали заявки, кто именно подал, нельзя. Потому что это право только той группы людей, которые эту заявку инициировали. Министерство юстиции раскрывать такую информацию не может. 

Более того, процедуры по созданию политических партий публичные. Например, проведение съезда. Если партия инициирует съезд, на котором будет утвержден устав, программа, они обязаны дать объявление в прессе и заявить о себе. Они сами должны о себе заявить, а не Министерство юстиции. 

Между тем М. Бекетаев считает, что в Казахстане нет партий оппозиционного и не оппозиционного толка. Есть политические партии, а какую программу, какие цели они перед собой ставят, это их решение. Любая партия является политической, свою программу она определяет самостоятельно, свои взгляды формирует самостоятельно. Но в выборах будут участвовать те партии, которые заявились, которые существуют. 

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться