Пять направлений новой жилищной программы, итоги пилотного проекта по медстрахованию и цены на продукты — о чем говорили на очередном заседании Правительства

18 ноября т. г. на очередном заседании Правительства рассмотрен ход реализации госпрограммы жилищного строительства «Нұрлы жер» и проект на 2020-2025, вопросы реализации пилотного проекта по внедрению обязательного социального медицинского страхования в Карагандинской области, а также роста цен на продукты питания. 

В кулуарах Правительства представители средств массовой информации получили ответы на интересующие вопросы, по итогам заседания состоялась пресс-конференция, где спикерами выступили  первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев, председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК Мархабат Жайымбетов, председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Ляззат Ибрагимова.

Новая госпрограмма «Нұрлы жер»: внедрение лестницы доступности жилья и определение доходности населения             

В ходе рассмотрения первого вопроса Премьер-Министру РК доложили, что за время реализации госпрограммы  «Нұрлы жер» с 2017 года в сферу жилищного строительства инвестировано свыше 3,3 трлн тг, из которых 85% – деньги частных инвесторов. Построено около 33,5 млн кв. м, что позволило обеспечить жильем порядка 300 тыс. семей. 

Аскар Мамин поручил обеспечить выполнение планового показателя на текущий год – сдачу 13 млн кв.м жилья.

Главе Правительства РК также доложили, что в новую госпрограмму «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы  интегрированы вопросы тепло-водоснабжения и водоотведения, модернизации коммунального сектора, ремонта домов из Государственных программ инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы и развития регионов до 2020 года.

В рамках новой программы внедряется лестница доступности жилья. Определяющим фактором станут доходы населения.
Премьер-Министр отметил, что новая госпрограмма «Нұрлы жер» позволит каждому казахстанцу решать жилищный вопрос в зависимости от своего уровня дохода.  Наряду с решением жилищных проблем, проектом предусматривается обеспечение населения качественной питьевой водой, модернизация инфраструктуры ЖКХ, ремонт жилищного фонда.

А. Мамин поручил обеспечить принятие проекта Госпрограммы до конца текущего года.

Внедрение ОСМС в 2020 году: увеличение доступности медпомощи в 7 раз и повышение зарплат врачам на  30%

В ходе рассмотрения итогов реализации пилотного проекта по внедрению обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в Карагандинской области, Премьер-Министру доложили, что пилот, который стартовал 1 сентября т. г. позволил апробировать систему ОСМС и подготовиться к ее полномасштабному внедрению в Казахстане. За два месяца в регионе повысился охват населения реабилитационной помощью (на 42,2%), больше людей стали проходить дорогостоящие исследования (КТ и МРТ) за счет медицинского страхования (на 192%). 

Стоит отметить, что новая модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и пакет ОСМС предусматривают внедрение трехуровневой системы медицинского обеспечения с 1 января 2020 года.

Государство по-прежнему обеспечивает население необходимым пакетом базовых медицинских услуг на уровне первичной медико-санитарной помощи (профилактические прививки и медицинские осмотры, патронаж, ведение беременности и др.) и доступом к экстренной и неотложной помощи.

С учетом внедрения ОСМС, в совокупности бюджет здравоохранения в 2020 году по стране составит порядка 1,5 трлн тг, в том числе более 500 млрд тг за счет ОСМС. Медстрахование позволит увеличить доступность некоторых видов медицинских помощи в 7 раз. Рост тарифов составит от 10% до 20%. Это позволит повысить заработную плату врачам со следующего года на 30%. Уровень оснащенности медицинской техникой повысится с 70% до 73%. Внедрение ОСМС позволит снизить текущие «карманные» расходы в 2020 году — на 30%, а к 2025 году — практически в 2 раза.

Премьер-Министр положительно оценил результаты пилотного проекта по внедрению ОСМС, указав на необходимость учета регионами опыта Карагандинской области.

Глава Правительства поручил до конца т.г. обеспечить полную готовность медицинских организаций к началу работы ОСМС, завершить актуализацию данных населения и обеспечить достоверность сведений в информационных системах по детям, студентам и неработающим лицам, воспитывающим детей до трех лет.

Рост цен на продукты питания: необходимо выработать конкретный пакет мер по стабилизации цен на социально значимые товары

В завершении заседания Аскар Мамин поднял вопрос роста цен на продукты питания. По его словам, с начала года пороговые значения цен на социально значимые продовольственные товары выросли более чем на 15% во всех регионах. Наибольший рост цен наблюдается по гречневой крупе, рису и муке. В разрезе регионов наиболее высокий рост цен зафиксирован в Шымкенте и Кызылорде, Туркестане, Алматы, Кокшетау, Петропавловске, Актобе и Таразе.

Главе Правительства доложили, что основными причинами роста цен остаются наличие на продовольственном рынке большого количества дистрибьюторов с разными торговыми наценками и других неэффективных посредников, несоблюдение условий хранения, отсутствие налаженных каналов доставки. Также причиной может быть рост объема экспорта. За счет этого повышаются цены на импортные товары. 

Министерством торговли и интеграции совместно с Министерством сельского хозяйства и местными исполнительными органами проводится работа по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары и поэтапному устранению причин их роста. В частности, разработаны различные механизмы сдерживания цен. Основным механизмом стабилизации цен сегодня является деятельность стабилизационных фондов.

Премьер-Министр поручил создать рабочую группу, которая в течение недели должна выработать конкретный пакет краткосрочных и среднесрочных мер по стабилизации цен на социально значимые товары. 

Кроме того, по поручению Главы Правительства вице-министры сельского хозяйства, национальной экономики, торговли и интеграции, заместители акимов городов Шымкент и Алматы, Кызылординской, Туркестанской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Актюбинской и Жамбылской областей, отвечающих за контроль над ценами на продовольственные товары, будут привлечены к дисциплинарной ответственности.
 
В кулуарах Правительства министр торговли и интеграции Б. Султанов разъяснил журналистам причины повышения цен на некоторые продукты питания и рассказал о проводимой работе по недопущению резкого скачка цен.

«Мы занимаемся сегодня созданием эффективной  товаропроизводящей системой от производителя до потребителя», — сказал Б. Султанов, добавив, что наличие большого  количества неэффективных посредников, маржа которых не столь прозрачна, влияет на ценообразование.

Другой проблемой, как отметил министр торговли и интеграции, является,  отсутствие полного  анализа со стороны акиматов по балансу производства, потребления и соответствующих перетоков товаров по экспорту, импорту и между регионами, что приводит к постепенным последствиям. Стабилизационные фонды продовольственных товаров, которые имеются в регионах, должны способствовать своевременному реагированию и принятию мер по урегулированию данного  вопроса. 

В ходе пресс-конференции по итогам заседания первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев рассказал о проекте новой программы «Нұрлы жер» на 2020-2025.

По его словам, будет внедрена лестница доступности жилья, определяющим фактором станут доходы населения. Очереди будут формироваться исходя из доходов людей, согласно прожиточных минимумов.

«Мы решили разграничить по доходам, определив, что на первой ступени будут располагаться семьи, которые имеют доходы до одного прожиточного минимума (на 2019 г. — 29 700 тг) —  для них мы должны строить арендное жилье без права выкупа. Вторая категория, имеющая доходы до двух прожиточных минимумов (на 2019 г. — 59 400 тг) —  для них мы должны льготный кредит предусмотреть под 2% годовых. Третья категория — это до трех прожиточных минимумов ( на 2019 г. — 92 000 тг) — для них мы предлагаем механизм под 5% годовых. А люди, которые имеют  доходы выше, они должны участвовать либо в программе  7-20-25, либо претендовать на получение жилья через банки второго уровня», — разъяснил К. Ускенбаев.


По его словам, к примеру, в льготной программе  «Бақытты отбасы» больше не будет ограничений, могут участвовать все категории, которые будут разделены по доходам.

«На первом этапе программы могли участвовать только три  категории населения. Это многодетные матери, неполные семьи  и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Сейчас в новой программе никаких ограничений,  все категории могут участвовать, кто находится в очереди, однако внутри мы будем делить по доходам», — сказал первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития.


Кроме того К. Ускенбаев сообщил, что на рассмотрении находится вопрос по переквалификации приобретаемого жилья в зависимости от жизненных ситуаций населения.

«Арендное жилье возможно будет перевести в разряд кредитного, если, к примеру, человек арендовал  и попутно накапливал в ЖССБ  средства. Также может возникнуть обратная ситуация, когда, к примеру,  один из членов  семьи остался без работы и семья не в состоянии оплачивать кредит, то тогда механизм предусматривает  сохранение накоплений на счету, но перевода жилья в арендное, до тока как в семье не выровняется ситуация. Другими словами, мы создаем максимальные условия для людей, которые могут оказаться в разных жизненных ситуациях», — добавил К. Ускенбаев.


На вопрос корреспондента информационного агентства о запуске и условиях новой жилищной программы «5-20-25» председатель правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана» Ляззат Ибрагимова рассказала, что программа «5-20-25» предполагает ипотечный заем на 25 лет с 20%-ным первоначальным взносом под 5% годовых. На жилье по данной программе могут претендовать военнослужащие, госслужащие и работники бюджетной сферы.

«На самом деле формула “5-20-25” действует с декабря 2016 года. Мы как Жилстройсбербанк по этой формуле при наличии 20%-ного первоначального взноса выдаем кредиты по ставке 5% годовых. За весь период программы мы выдали 19 800 займов на общую сумму 150 млрд тенге. При этом из бюджета нам было выделено 93 млрд тенге. 57 млрд — это были возвратные ресурсы или ресурсы тех людей, которые накопили 50% от стоимости жилья», — сказала она. 

Критерии участия в программе:

  • должны стоять в очереди акимата;
  • не иметь собственного жилья в течение последних 5 лет.

Цена за квадратный метр по данной программе составляет 180 тыс. тенге в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Атырау, по остальным регионам — 140 тыс. тенге. При этом он подчеркнул, что с момента реализации данной программы уже более 5 лет стоимость квадратного метра не менялась.

Модератор пресс-конференции адресовала спикерам вопрос, поступивший в адрес редакции PrimeMinister.kz, по обеспечению контроля качества жилищного строительства. К. Ускенбаев отметил, что в целях повышения прозрачности строительных процессов и обеспечения качества разрабатывается единая информационная система Е-Qurylys, где каждый сможет наблюдать за определенным этапом застройки. Все данные по строительству объектов будут введены в открытую платформу с применением технологии Blockchain, где будут видны все данные, включая стройматериалы и ритм работы. Систему Е-Qurylys планируют запустить со следующего года в рамках внедрения новой жилищной программы «Нұрлы жер».


Как подчеркнул К. Ускенбаев, строительство льготного жилья для населения будет отвечать всем требованиям безопасности.

«В новой программе нам необходимо совместить две вещи, чтобы жилье было дешевым и доступным для населения. В своей программе мы делаем упор на жилье III и IV класса, где, в первую очередь, будет обеспечена безопасность сдаваемого жилья», — добавил первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития.

Кроме того, Л. Ибрагимова прокомментировала вопрос о возможности приобретения жилья на деньги из своих пенсионных накоплений. По ее словам, такая возможность будет у граждан, имеющих определенный объем накоплений.

«Изучаем статистику, которая, к сожалению, показывает, что объем социальной пенсии, который выплачивается из республиканского бюджета, ежегодно очень сильно возрастает. При выходе на пенсию казахстанец должен иметь объем накоплений, который позволит получать пенсию в размере 70% от зарплаты. Объем таких пенсионных накоплений есть только у очень малого количества вкладчиков. Поэтому тот механизм, который сейчас обсуждается, он коснется, скорее всего, той малой части вкладчиков, у которых есть уже достаточный объем накоплений», - сообщила Л.  Ибрагимова.

По ее словам, сейчас на базе Ассоциации финансистов Казахстана "Жилстройсбербанк" работает с Нацбанком касательно использования пенсионных накоплений для приобретения жилья.

«Конечно, сейчас мы можем принять решение, чтобы использовать накопления, но через 15-20 лет мы снова будем приходить в бюджет за новыми деньгами и ресурсами. Взвешенная позиция будет, думаю, к концу года. Дополнительно будут сделаны расчеты, чтобы данный вопрос был очень проработан», - сказала глава ЖССБ.

В свою очередь, председатель Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК Мархабат Жайымбетов разъяснил основные отличия новой программы «Нұрлы жер» от предыдущей. По его словам, одной из задач новой программы станет вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой.

Так, в городских населенных пунктах за счет средств республиканского и местного бюджетов планируется построить 4188 км сетей водоснабжения (2420 км) и водоотведения (1768 км). Для реконструкции сетей будет использовано внебюджетное финансирование, механизмы государственно-частного партнерства и займы международных финансовых организаций. В селах с населением менее 200 человек проблема водоснабжения будет решена через установку комплексных блок-модулей очистки воды, а с населением более 200 человек – через централизованное водоснабжение. 

По его словам, в рамках  модернизации и развития сферы ЖКХ, предлагается замена ветхих сетей. На эти цели планируется направить 240 млрд тг в рамках механизма бюджетного кредитования.

По данным МИИР РК, протяженность сетей теплоснабжения по Казахстану составляет 11511 км, средний износ которых 60%. 3 381 км сетей являются ветхими, то есть нуждаются в реконструкции.

Кроме того, новая программа предусматривает меры по проведению капитального ремонта и реновации жилищного фонда. На сегодня в жилищном фонде республики насчитывается более 78 тыс. многоквартирных домов, из них 18 тыс. домов требуют капитального ремонта.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться