Рост инвестиций, увеличение внешнеторгового оборота и производства товаров — каковы основные экономические тенденции Казахстана

Министр национальной экономики Руслан Даленов на отчетной встрече с населением рассказал об основных результатах работы ведомства в 2019 году и за 4 месяца 2020 года.

В своем отчете Р. Даленов остановился на основных направлениях деятельности Министерства национальной экономики. Это — экономические показатели, меры по восстановлению экономической активности, предпринимательство, конкуренция, региональная политика, налогово-бюджетная политика, а также инвестиции и государственно-частное партнерство.
 

Основные экономические показатели

В 2019 году рост ВВП составил 4,5%, инфляция — 5,4%, доходы населения в реальном выражении — 6,5%. Инвестиции в основной капитал выросли на 8,5%. Безработица сложилась на уровне 4,8%. Экспорт составил $58 млрд. В целом, внешнеторговый оборот достиг $96 млрд.

«В целом, в мировой экономике с начала текущего года наблюдается снижение деловой активности на фоне защитных карантинных мер. Также отмечается снижение конъюнктуры на основные биржевые товары», — проинформировал министр.

По итогам 4 месяцев т. г. результаты социально-экономического развития страны следующие: ВВП снизился на 0,2%. При этом производство товаров выросло на 5,8%. В то же время производство услуг сократилось на 4%. В результате чего ВВП в целом снизился на 0,2%. Годовая инфляция в мае ускорилась до 6,7%.

Рост инвестиций в основной капитал в реальном выражении составил 0,9%. Это ниже показателя прошлого года. Тем не менее, положительный рост сохраняется. В целях привлечения инвестиций вырабатываются новые подходы.

В январе-апреле т. г. экспорт составил более $18 млрд.

 

Меры по восстановлению экономической активности

Как отметил Р. Даленов, в целях восстановления экономической активности приняты меры срочного, оперативного характера, а также Комплексный план до конца 2020 года.

Первое. По поручению Главы государства Правительством приняты два пакета срочных, оперативных мер по поддержке экономики.

Так, предоставлены освобождения и отсрочки по налогам и социальным платежам в сферах микро-, малого и среднего бизнеса. Это — общественное питание, АПК, торговля, торгово-развлекательные центры, гостиницы, туризм, ИТ-компании и другие услуги.

Существенно расширены инструменты льготного кредитования МСБ. Объем кредитования увеличен на 1 трлн тенге. Это дополнительные 400 млрд тенге по программе «Экономика простых вещей» и новые 600 млрд тенге по линии Нацбанка.

По программам «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» значительно расширен охват отраслей. Конечная ставка для заемщиков составляет 6%.

Реализуется новая «Дорожная карта занятости», которая позволит осуществить модернизацию и реконструкцию инфраструктуры и обеспечит занятость.

Для недопущения роста долговой нагрузки МСБ предоставлены отсрочки по выплатам основного долга и вознаграждения по кредитам на 90 дней.

Для отечественных товаропроизводителей упрощены процедуры государственных закупок.

Второе. 20 мая т. г. принят Комплексный план по восстановлению экономического роста до конца 2020 года.

Комплексный план разработан Правительством совместно с Национальным банком, НПП «Атамекен» и бизнес ассоциациями. Рассмотрены все предложения отраслевых госорганов, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и бизнес-ассоциаций.

Комплексный план охватывает конкретные меры прикладного характера. Это — создание Фонда развития промышленности. Предусматривается кредитование предприятий обрабатывающего сектора по льготной ставке 3%.

По поддержке МСБ по линии программы Национального Банка и по линии ДКБ-2025 расширяются виды деятельности, упрощаются процедуры кредитования. Также в госпрограмме «ДКБ-2025» появится новое направление «Микрокредитование», предусматривающее субсидирование микрокредитов для бизнеса, чтобы ставка была не более 6%. Все эти меры направлены на минимизацию негативных последствий от внешних шоков.

Также Комплексный план позволит решить оперативные вопросы в отраслях экономики, поддержать внутреннее производство и предпринимательство. Тем самым, будут способствовать восстановлению экономической активности.

Комплексный план охватывает 164 согласованных мер по 10 направлениям. Это — развитие МСБ, занятость, поддержка сервисной экономики, привлечение инвестиций, обеспечение макростабильности, агропромышленный и горно-металлургический комплексы, строительная отрасль и обрабатывающая промышленность, а также гражданская авиация и туризм.

В целом в реализацию Комплексного плана на сегодня вносятся поправки в 49 законодательных актов.
 

Налоговые льготы получили субъекты малого бизнеса, работающие в 29 секторах экономики

«Вопрос развития предпринимательства является одним из основных приоритетов. Развитие МСБ – главный фактор диверсификации экономики, обеспечения занятости, макроэкономической стабильности, а также производства товаров и услуг для населения», — отметил Р. Даленов.

Как известно, в текущей ситуации ограничительные карантинные меры оказали прямое влияние на МСБ, особенно на микробизнес. 

Поэтому, для поддержки МСБ предоставлены налоговые стимулы, расширяется кредитование и принимаются меры по дальнейшему облегчению условий ведения бизнеса.

В текущем году приняты меры налогового стимулирования бизнеса, направленного на поддержку наиболее пострадавших секторов МСБ.

До 1 июня 2020 года для всех субъектов малого и среднего бизнеса введена отсрочка на уплату всех налогов и социальных платежей (с 27 марта 2020 г.). В наиболее уязвимых секторах экономики до конца года обнулена ставка налога на имущество (с 1 января 2020 г.).

В сфере агропромышленного комплекса также предусмотрены стимулы. Для производителей сельскохозяйственной продукции по землям сельскохозяйственного назначения снижена до нуля ставка земельного налога до конца года (с 1 января 2020 г.).

Снижена ставка НДС с 12% до 8% для реализации и импорта социально значимых продовольственных товаров до 1 октября 2020 года (с 27 марта 2020 г.).

В сфере племенного животноводства при импорте возможна уплата НДС методом зачета, то есть без отвлечения оборотных средств (с 5 мая 2020 г.).

В наиболее пострадавших секторах экономики с 1 апреля до 1 октября 2020 года установлены нулевые ставки по налогам и социальным платежам с фонда оплаты труда. Это 0% индивидуальный подоходный налог с зарплаты, обязательные пенсионные взносы, социальный налог и социальные отчисления, взносы на обязательное медицинское страхование.

Льготы охватывают 29 видов деятельности малого и среднего бизнеса.

Также, добавил министр, важной поддержкой микро- и малого бизнеса стала реализация инициативы Главы государства, озвученной в прошлом году.

По поручению Главы государства в 2019 году была принята законодательная база для освобождения от налога на доходы микро- и малого бизнеса. Это касается бизнеса, применяющего специальный налоговый режим. Освобождение действует 3 года на 2020, 2021, 2022 годы.

«В результате более 1 млн субъектов микро- и малого предпринимательства за три года сэкономят порядка 382 млрд тенге по налогам», — отметил Р. Даленов.  

Также принят комплекс мер по расширению доступа бизнеса к финансированию, поскольку именно доступность кредитов и залогов «является фактором развития МСБ, особенно микробизнеса».

«Поэтому в госпрограмму «ДКБ-2025» будет включено новое направление – «микрокредитование малого и микробизнеса». Финансирование будет доступно по ставке не более 6% за счет субсидирования. На сегодня ставки по таким кредитам высокие. Новое направление позволит получить кредиты по ставке 6%. Кредиты будут выдаваться до 5 млн тенге на пополнение оборотных средств и до 20 млн тенге – на производственные нужды. Это позволит охватить большой круг представителей микробизнеса», — подчеркнул Р. Даленов.

При этом решается вопрос предоставления залога. Фондом Даму будет обеспечено гарантирование до 85% основного долга займа.

Рассмотрение проектов микро- и малого бизнеса будет ускорено через упрощение процедур согласования.

Новое направление требует внесения изменений в госпрограмму «ДКБ-2025», а также процедур и вовлечение БВУ. Поэтому планируется запустить новое направление микрокредитования в течение месяца.

 

В 2019 году обучено более 30 тыс. предпринимателей

В целом Министерство национальной экономики реализует ряд программ по поддержке МСБ: Дорожная карта бизнеса, «Еңбек» и «Экономика простых вещей».

За прошедший год и 4 месяца т. г. программами оказана финансовая поддержка по более 6 тысячам проектам:

  • по второму направлению Программы «Еңбек» (микрокредитов в городах) выдано более 1 700 микрокредитов в городах на сумму порядка 20 млрд тенге (ставка 6%);
  • по «Экономике простых вещей» профинансировано 1 400 проектов на сумму более 185 млрд тенге (ставка 6%);
  • в рамках ДКБ финансирование получили 3 100 проектов на сумму 197 млрд тенге (средняя ставка - 8,5%).

Наряду с финансовой поддержкой предприниматели прошли обучение функциональным направлениям бизнеса, а также получили сервисную поддержку.

Так, в 2019 году обучено более 30 тыс. предпринимателей.

Из них порядка 1 200 повысили свою компетенцию, 29 тыс. обучились основам предпринимательства.

Оказана сервисная поддержка 43 тыс. предпринимателям по 55 тыс. услугам. Это бухгалтерский и налоговый учет, юридические и маркетинговые услуги, а также документационное сопровождение. В настоящее время готовятся новые обучающие модули, которые позволят удаленно и онлайн получать консультационные услуги.

 

Облегчение условий ведения бизнеса

В реализацию поручения Главы государства для снижения административной нагрузки и легкости ведения бизнеса введен мораторий на проведение проверок, контроля и надзора (с посещением) в отношении субъектов микро- и малого бизнеса.

В результате введения моратория в течение трех лет не будет проведено порядка 100 тыс. проверок. Это позволит снизить административную нагрузку и будет способствовать стабильности ведения бизнеса. Разработан 8-ой пакет законодательных мер по вопросам улучшения бизнес-климата.

В реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности и повышения правовой грамотности впервые проведен Единый день отчета контрольно-надзорных органов перед бизнес-сообществом. День отчета планируется проводить ежегодно.

Выработаны механизмы принципов «презумпции добросовестности предпринимателей» и «переходного периода». То есть все неясности и неточности в законодательстве трактуются в пользу предпринимателей, а также изменения, которые влияют на предпринимательство, вводятся не сразу, а имеют переходной период.

 

Место в международном рейтинге

Международным рейтингом Doing Business положительно оценена проводимая работа по улучшению условий ведения бизнеса в Казахстане.

Сегодня в рейтинге Казахстан занимает 25 место. Важно сохранить и улучшить эту позицию. Это делается не ради цифр. Сохранение высокой позиции означает постоянное совершенствование законодательства для развития предпринимательства.

Лидирующими индикаторами являются обеспечение исполнения контрактов (4 место), защита миноритарных инвесторов (7 место) и регистрация предприятий (22 место). 

Вместе с тем, требуют улучшения направления по международной торговле (105 место), подключению к системе электроснабжения (67 место), разрешению платежеспособности (42 место). Работа в данном направлении проводится.
 

Доля МСБ в экономике

В 2019 году доля МСБ в ВВП составила 30,8%. В 2015 году данный показатель составлял 24,9%. МНЭ РК ставит цель по увеличению долю МСБ в экономике до 35% в 2025 году.

Численность занятых в бизнесе ежегодно увеличивается. На сегодня она составляет 3,4 млн человек.
 

Конкуренция — основа для качественного развития экономики

С целью создания условий для добросовестной конкуренции Министерством национальной экономики принимаются системные меры. Это — устранение барьеров для работы бизнеса на рынке и снижение доли государственного участия.

Для снятия барьеров входа на рынки и стабильной работы бизнеса проведен второй этап ревизии законодательных норм, препятствующих развитию конкуренции.

Определены 73 потенциальных ограничения конкуренции. Это неконкурсный отбор субъектов рынка, предоставление исключительных прав, особого правового статуса субъектам рынка.

Соответствующие поправки по устранению указанных ограничений включены в проект закона по вопросам улучшения бизнес-климата.

Активно проводится работа по сокращению разрешенных видов деятельности для государственных организаций.

На треть сокращены (107 видов) виды деятельности квазигосударственных компаний. Это позволило передать в конкурентную среду объемы работ на более 200 млрд тенге.

Проведен анализ 20 ключевых товарных рынков. Определены 7 факторов, искажающих конкуренцию.

Утверждена Дорожная карта по развитию конкуренции, в которой предусмотрено 104 мероприятия.

Снижение доли государства осуществляется в рамках Комплексного плана приватизации. План приватизации реализуется с 2016 года. В целом, итоги реализации Комплексного плана приватизации показали положительную динамику.

Как показывает практика, чем меньше доля участия государства в экономике, тем эффективнее функционирует рынок и выше уровень конкуренции. В большинстве странах ОЭСР степень участия государства в экономике низкая.

В 2019 году участие государства в экономике, по оценке, снизилось до 16%. Это показатель исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости произведенной продукции компаниями квазигосударственного сектора, которая затем делится на ВВП страны.

 

В 2019 году более 4 тыс. специалистов начали работать в селах

Как отметил Р. Даленов, сбалансированное развитие регионов является важной задачей. Основной акцент в региональном развитии делается на опорные села. Это проекты «Ауыл – Ел бесiгi» и «С дипломом – в село».  Опорные села определяются с учетом имеющегося потенциала в долгосрочной перспективе.

Также реализуются проекты в моно-, малых городах. Принимаются меры по улучшению окраин крупных городов.

 

«Ауыл – Ел бесігі»

По инициативе Елбасы с 2019 года реализуется проект «Ауыл – Ел бесiгi». Он направлен на улучшение качества жизни на селе, модернизацию и строительство инфраструктуры сельских территорий.

В 2019 году по проекту «Ауыл – Ел Бесігі» в 53 селах реализовано порядка 520 проектов на сумму 34 млрд тенге.

Это сельские дороги, школы, больницы, поликлиники, освещение, спортивные площадки, физкультурно-оздоровительные комплексы и другие инфраструктурные объекты.

На 2020 год финансирование увеличено в 3 раза, количество охваченных сел — в 4 раза. Это позволит по «Ауыл – Ел бесігі» реализовать 920 проектов на сумму 98 млрд тенге в 216 селах.

В целом, до конца 2027 года необходимые мероприятия будут реализованы в 3 561 селах.

 

«С дипломом в село»

Для привлечения специалистов в сельскую местность реализуется проект «С дипломом в село».

В прошлом году более 4 тыс. специалистов начали работать в 1 200 селах. Это — учителя, врачи, работники культуры и спорта, а также ветеринары и агрономы.

Для них оказывается государственная поддержка в виде бюджетного кредита на жилье. Его максимальная сумма ежегодно увеличивается. На сегодня она составляет 4,1 млн тенге (1500 МРП). Ставка кредитования составляет всего 0,01% со сроком кредитования на 15 лет.

Также предоставляются подъемные для переездов.

В этом году мерами социальной поддержки в виде бюджетного кредита на жилье будут охвачены еще порядка 5 тыс. молодых специалистов. По поручению Главы государства в рамках «Года молодежи» объем финансирования увеличен на четверть и на этот год составляет 20 млрд тенге.
 

В 2020 году выделено 8,8 млрд тенге на развитие моно- и малых городов

«Особое внимание уделяется развитию моногородов и малых городов. Всего в стране 27 моногородов и 41 малый город. Суммарно в них проживает 2,3 млн человек или пятая часть от общего городского населения страны», — проинформировал министр.

Как правило, в таких городах экономика зависит от одного или нескольких крупных предприятий. Либо население города невелико.

В 2019 году выделено 10 млрд тенге, охвачено 17 моногородов и 9 малых городов. В них реализовано 46 проектов, из которых 18 — по строительству/реконструкции внутригородских улиц, 28 — по строительству/реконструкции инженерных сетей.

В 2020 году выделено 8,8 млрд тенге. Реализуется 26 проектов в 16 моногородах и 5 малых городах.
 

Как развиваются окраины мегаполисов?

На сегодня активно развиваются окраины крупных городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент. 

«Там остро стоит вопрос обеспечения растущего населения дорогами, школами, больницами и водоснабжением, а также инженерными сетями. Поэтому принимаются меры по развитию окраин трех крупных городов», — сказал Р. Даленов.

В 2019 году реализовано 55 проектов.

В окраинах г. Нур-Султан построена 1 поликлиника, построено или реконструировано 34 км автодорог и 81 км инженерных сетей.

В окраинах г. Алматы построено 4 школы, построено или реконструировано 36 км автодорог и 33 км инженерных сетей.

В окраинах г. Шымкент построено или реконструировано 9 км автодорог и 165 км инженерных сетей.

В текущем году планируется реализовать 56 проектов. Это 23 автодорожных проекта, 7 проектов в сфере образования и 1 – в здравоохранении и 3 спортивных объекта, а также 22 проекта по инженерным сетям. 

Общая сумма проектов за два года составит 56 млрд тенге.

 

Правительство намерено расширить проект «Бюджет народного участия» на все города областного значения

Согласно поручению Главы государства в целях широкого вовлечения населения в процесс принятия решения в рамках исполнения Концепции «Слышащего государства» предусмотрена реализация проекта «Бюджет народного участия», внедрены самостоятельные сельские бюджеты и в целом принимаются меры по повышению стабильности бюджетной системы.

 

«Бюджет народного участия»

Проект «Бюджет народного участия» является одним из инструментов расширенного участия граждан в бюджетном процессе в рамках Концепции «Слышащего государства».

Данный механизм работает следующим образом. Производится конкурс идей. Через веб-портал жители конкретного района могут предложить проект районному акимату. 

Анализируются поступившие заявки, затем проводится открытое голосование «1 житель – 1 голос». По результатам голосования экспертным сообществом определяется очередность проекта для финансирования. На сайте районного акимата можно увидеть за какой проект и как голосовали жители. Размещаются фотография, статус и автор проектов. Автором проекта может быть житель или КСК жилого дома.

На сегодня проект «Бюджет народного участия» реализуется в пилотном режиме в 8 районах г. Алматы и районе «Сарыарка» г. Нур-Султан.

В 2019 году жителями этих городов распределено порядка 1,5 млрд тенге, одобрено 69 проектов по благоустройству дворов, установка дворовых и спортивных (ворк-аут) площадок. 

В текущем году проводится работа по внедрению «Бюджета народного участия» в остальных городах областного значения. На сегодня внедряется в 55 городах областного значения.

 

Самостоятельный сельский бюджет. Новый IV уровень бюджета

Важным моментом реализации Концепции «слышащего государства» является развитие местного самоуправления.

Ключевым элементом – наличие самостоятельного бюджета сельского округа.

С 2020 года внедрен новый IV уровень бюджета. Это бюджеты сел, поселков, сельских округов. Ключевой особенностью данной реформы является участие населения в решении вопросов местного значения.

«Раньше бюджеты, расходы сел формировал вышестоящий районный бюджет, без участия жителей данных сел. Теперь при определении приоритетов финансирования принимает участие местное население. Гражданам предоставлена возможность участвовать в процессе управления финансами. На собраниях местного сообщества с жителями обсуждаются планируемые мероприятия и определяются приоритетные проекты», — отметил министр нацэкономики.

Внедрение IV уровня бюджета позволяет местному сообществу самостоятельно определять приоритеты финансирования. С 1 января 2020 года бюджет местного самоуправления внедрен на всей территории страны и функционирует в 2 353 административно-территориальных единицах.

В результате внедрения самостоятельного сельского бюджета расширены финансовые возможности сельских округов. С 2018 года бюджет сел вырос на 34,4 млрд тенге.

Усилена роль населения в решении вопросов местного значения. Проведено 5,8 тыс. сходов с участием 270 тыс. человек и 7,7 тыс. собраний, где присутствовало 165 тыс. человек. Повышен уровень ответственности и компетентности аппаратов акимов сельских округов. 

 

Прозрачный бюджет

С 1 января 2020 года проведена очень важная реформа в межбюджетных отношениях. Поступления корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса стали зачисляться в местные бюджеты.

«Почему важна передача корпоративного подоходного налога МСБ с республиканского бюджета в местные бюджеты? Это не техническое перераспределение средств между уровнями бюджета. Данное новшество стимулирует к повышению деловой активности в регионах, развитию МСБ и региональной экономики в целом», — сказал министр.

В целях повышения стабильности бюджетной системы подготовлены законодательные поправки по закреплению контрциклического бюджетного правила.

Суть данного правила заключается в сбережении средств в Национальном фонде при высоких ценах на нефть.

Также для упрощения бюджетных процессов усовершенствованы процедуры по исполнению бюджета и составлению бюджетных заявок. Это автоматизация и цифровизация бюджетных процессов, а также повышение открытости и доступности информации.

В этой связи, для дальнейшего улучшения бюджетной системы разработан проект Закона по вопросам совершенствования бюджетного законодательства.

 

Более 2 тыс. инвестпроектов реализуют в Казахстане за пять лет

МНЭ РК поставлена амбициозная задача увеличить уровень инвестиций к ВВП до 30%.

Для выполнения поставленной цели проводится следующая работа.

Определены принципиально новые подходы привлечения инвестиций – прямая работа с инвесторами для формирования целостных цепочек добавленной стоимости.

Сформированы поправки в законодательство по обеспечению стабильности условий для стратегических инвестиций в приоритетных отраслях экономики.

Планируется активно использовать потенциал МФЦА для привлечения инвестиций.

Сформирован пул инвестиционных проектов на 5 лет. Пул состоит из более 2 тысяч инвестиционных проектов на сумму 44 трлн тенге.

Министерством проводится ежемесячный мониторинг достижения целевых показателей по инвестициям в основной капитал.

Продолжается проактивная работа с центральными и местными исполнительными органами для оперативного решения проблемных вопросов на Координационном совете по привлечению инвестиций.

В целях повышения эффективности мониторинга работы по достижению целевых показателей по инвестициям будут проводиться выездные мероприятия по регионам.

Инвестиции являются залогом устойчивого и качественного роста экономики.
 

Развитие государственно-частного партнерства

На сегодняшний день (2005-2019 г.г.) заключено 755 договоров ГЧП на сумму 1,6 трлн тенге, из них в 2019 году — 277 договоров на сумму 184,4 млрд тенге.

За весь период с использованием механизмов ГЧП построено 578 объектов, в том числе в сфере образования – 347, здравоохранения – 124, энергетики и ЖКХ – 31, транспорта и инфраструктуры – 20, культуры и спорта – 33, жилье и социальные объекты – 13, другие – 10.

Как отметил Р. Даленов, на сегодня важной задачей Министерства в рамках исполнения поручений Главы государства является формирование Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года в новой редакции.

В этой связи будут выработаны меры по формированию новой структуры экономики. Основной акцент будет сделан на наращивание отечественного производства, диверсификацию экономики, производство продукции высоких переделов, обеспечение продовольственной безопасности, цифровизацию, привлечение новой волны качественных инвестиций, увеличение экспортного потенциала и развитие МСБ.

Стратегический план станет ответом на новую экономическую реальность и определит новый экономический курс страны на среднесрочный период.

Подводя итоги отчетного периода, Руслан Даленов подчеркнул, что в целом Министерством проведена большая работа. 

«В сегодняшних непростых условиях будет продолжена работа по созданию необходимых условий для восстановления экономики. Мы приложим все усилия для обеспечения социально-экономической стабильности в стране», — сказал министр.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться