26 Ноябрь 2019, 23:30
О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2016 года № 234 «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства» и от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования»
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
в Правилах субсидирования части ставки вознаграждения в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», утвержденных указанным постановлением:
часть третью пункта 72-2 изложить в следующей редакции:
«При этом допускается субсидирование кредита на пополнение оборотных средств, по которому размер оборотных средств не должен превышать 50 % от суммы кредита в рамках одного проекта заемщика.»;
часть первую пункта 72-3 изложить в следующей редакции:
«72-3. По кредитованию проектов в обрабатывающей промышленности и услуг, а также производству и переработке в агропромышленном комплексе на сумму свыше 10 (десять) миллиардов тенге необходимо положительное заключение соответствующего отраслевого центрального уполномоченного органа.»;
пункт 72-6 изложить в следующей редакции:
«72-6. По проектам свыше 10 (десять) миллиардов тенге по производству в агропромышленном комплексе после поступления отраслевого заключения финансовым агентством направляются в рабочий орган письмо-уведомление и документы, указанные в пункте 72-3 настоящих Правил субсидирования, в течение 5 рабочих дней со дня получения отраслевого заключения.
Субсидирование проектов производится в соответствии с приказом
№ 436.»;
пункт 72-8 изложить в следующей редакции:
«72-8. По проектам свыше 10 (десять) миллиардов тенге в обрабатывающей промышленности и услуг, а также по переработке в агропромышленном комплексе финансовое агентство в течение 5 (пять) рабочих дней принимает решение о субсидировании после поступления отраслевого заключения.»;
подпункт 2) пункта 75 изложить в следующей редакции:
«2) бизнес-план проекта предпринимателя, содержащий:
сроки обеспечения участия в реализации проекта собственных средств (денег, движимого/недвижимого имущества) и/или имущества третьих лиц (по кредитам/договорам финансового лизинга свыше 180 (сто восемьдесят) миллионов тенге) в рамках Программы. При этом такое участие имущества должно быть обеспечено на уровне не ниже 10 % от общей стоимости реализации проекта;
этапы по достижению роста дохода, увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям и роста объема уплачиваемых налогов на 10 % после 2 (двух) финансовых лет со дня принятия финансовым агентством решения о субсидировании (требование настоящего абзаца распространяется на случаи подачи заявления на участие в рамках первого направления Программы/по проектам предпринимателей – субъектов малого предпринимательства в рамках второго направления Программы);
условие сохранения/увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой отчетности или достижения роста дохода на 10 % после 2 (два) финансовых лет со дня принятия финансовым агентством решения о субсидировании (требование настоящего абзаца распространяется на проекты в рамках Механизма);»;
пункт 79-1 изложить в следующей редакции:
«79-1. В рамках Механизма проект рассматривается финансовым агентством в течение 5 (пять) рабочих дней со дня поступления документов и необходимой информации.
Решение финансового агентства с заключением соответствующего отраслевого центрального уполномоченного органа представляется в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты поступления пакета документов и необходимой информации от банка в финансовое агентство.
При этом, в случае принятия положительного решения уполномоченным органом финансового агентства, в решении указываются: обязательства субъекта частного предпринимательства по сохранению и (или) увеличению среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой отчетности (форма 100) или достижение роста дохода на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства о субсидировании.»;
подпункт 8) пункта 124 изложить в следующей редакции:
«8) неисполнения обязательств предпринимателями по достижении роста дохода и увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства (по проектам предпринимателей в рамках первого направления Программы, а также по проектам предпринимателей-субъектов малого предпринимательства в рамках второго направления Программы), а также в части сохранения и (или) увеличения среднегодовой численности рабочих мест на основе данных налоговой отчетности или достижения роста дохода на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства о субсидировании в рамках Механизма.»;
приложения 8 и 10 изложить в новой редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему постановлению;
в Правилах гарантирования по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», утвержденных указанным постановлением:
пункты 1, 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила гарантирования по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (далее − Правила гарантирования) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и определяют механизм и условия предоставления гарантий в качестве частичного обеспечения исполнения обязательств по кредитам предпринимателей.
2. Гарантирование осуществляется по кредитам предпринимателей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (далее – Программа)/Механизма кредитования приоритетных проектов, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования» (далее – Механизм).
3. Гарантирование является инструментом финансовой поддержки предпринимателей и используется для расширения и обеспечения доступа к кредитным ресурсам.
4. Средства, предусмотренные для гарантирования, перечисляются по:
Программе – акимом области (столицы, городов республиканского значения) финансовому агенту на основе договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы, заключаемого между ними, за счет средств местного бюджета. Типовая форма договора о субсидировании и гарантировании в рамках Программы утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.
В рамках Механизма при наступлении гарантийного события (выплата по гарантии) уполномоченный орган по предпринимательству не реже двух раз в год выплачивает финансовому агентству в размере 100 % исполненного финансовым агентством требования по проектам из республиканского бюджета, на основании заключенного между финансовым агентством и уполномоченным органом Соглашения на перечисление средств для гарантирования в рамках Механизма.»;
в пункте 5:
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
«1) банк – банк второго уровня, в том числе банк развития, участвующий в Программе/банк второго уровня, участвующий в Механизме;»;
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
«3) гарантирование – форма поддержки предпринимателей, используемая в виде предоставления частичной гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредиту предпринимателя на условиях, определяемых Программой/Механизмом, настоящими Правилами гарантирования и договором гарантии;»;
дополнить подпунктом 18) следующего содержания:
«18) предприниматель – субъект малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, а также субъект частного предпринимательства, указанный в Механизме кредитования приоритетных проектов, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования».»;
дополнить главой 4-1 следующего содержания:
«4-1. Условия предоставления гарантий в рамках Механизма
44-1. Гарантирование предоставляется по проектам субъектов предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным Механизмом.
44-2. Гарантированию подлежат кредиты, выдаваемые банками (за исключением банка развития) на инвестиции и на пополнение оборотных средств (в том числе на возобновляемой основе) в рамках перечня товаров (услуг) по проектам: по переработке в агропромышленном комплексе согласно приложению 8 к настоящим Правилам гарантирования по обрабатывающей промышленности и услугам согласно приложению 9 к настоящим Правилам гарантирования.
44-3. Допускается гарантирование кредита на пополнение оборотных средств, по которому размер оборотных средств не должен превышать 50 % от суммы кредита в рамках одного проекта заемщика.
44-4. Гарантированию подлежат кредиты БВУ с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 15 % годовых. Гарантия предоставляется на срок не более срока кредита.
44-5. Размер гарантии в рамках одного проекта заемщика не может превышать:
50 % от суммы кредита до 3 млрд. тенге включительно;
20 % по кредитам свыше 3 млрд. тенге до 5 млрд. тенге включительно.
При этом разница в обеспечении по кредиту (залоговая стоимость) покрывается предпринимателем.
44-6. В рамках Механизма банки не взимают какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с кредитом, за исключением:
1) связанных с изменением условий кредитования, инициируемых предпринимателем;
2) взимаемых по причине нарушения предпринимателем обязательств по кредиту;
3) связанных с проведением независимой оценки предмета залога, регистрацией договора залога и снятием обременения;
4) платежей по расчетно-кассовому обслуживанию.»;
дополнить главой 5-1 следующего содержания:
«5-1. Порядок предоставления гарантий в рамках Механизма
55-1. Предприниматель обращается в банк с заявлением на получение кредита в рамках Механизма.
Банк самостоятельно, в соответствии с процедурой, установленной внутренними документами банка, рассматривает заявление предпринимателя и, в случае недостаточности обеспечения, выносит проект на рассмотрение уполномоченного органа банка для принятия решения о возможности предоставления кредита под частичную гарантию финансового агентства.
В течение 2 (два) рабочих дней с даты принятия решения уполномоченным органом банка предоставляет финансовому агентству документы согласно приложению 3 к настоящим Правилам гарантирования для рассмотрения вопроса о предоставлении гарантии.
55-2. Финансовое агентство в течение 10 (десять) рабочих дней рассматривает документы, поступившие от банка, и заявления от предпринимателя, на соответствие условиям Механизма. Проекты в рамках Механизма не могут быть рассмотрены в рамках портфельного гарантирования.
По проектам свыше 10 (десять) миллиардов тенге по переработке в агропромышленном комплексе и/или по проектам в обрабатывающей промышленности и услуг направляется запрос в соответствующий отраслевой центральный уполномоченный орган для получения отраслевого заключения.
Отраслевое заключение представляется соответствующими центральными уполномоченными государственными органами в течение 10 (десять) рабочих дней со дня поступления запроса от финансового агентства.
В случае необходимости центральный уполномоченный государственный орган вправе запрашивать у субъекта частного предпринимательства дополнительную информацию/документы.
55-3. По проектам по переработке в агропромышленном комплексе и обрабатывающей промышленности и услуг финансовое агентство после рассмотрения проекта уполномоченными государственными органами (при необходимости) в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней рассматривает и принимает решение о гарантировании.
В случаях наличия замечаний к представленным документам и/или при необходимости предоставления дополнительных документов, финансовое агентство направляет банку выявленные замечания/запрос на дополнительные документы для устранения и (или) представления информации в течение 3 (три) рабочих дней. При этом срок рассмотрения документов, указанный выше для финансового агентства, возобновляется.
55-4. В случае принятия финансовым агентством положительного/ отрицательного решения о предоставлении (непредоставлении) гарантии, финансовое агентство в течение 2 (два) рабочих дней направляет в банк письмо с решением финансового агентства о возможности (невозможности) гарантирования, с отражением роста дохода или сохранение/увеличение среднегодовой численности рабочих мест, на основе данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства.
55-5. После получения письма с положительным решением финансового агентства о возможности гарантирования:
1) банк и предприниматель заключают договор банковского займа, договор(-ы) залога(-ов). Копия договора банковского займа направляется в финансовое агентство.
После получения письма с положительным решением финансового агентства на усмотрение банка допускается частичная выдача до 50 % от суммы кредита;
2) после получения от банка копии договора банковского займа финансовое агентство оформляет и подписывает договор гарантии, который направляет в банк;
3) банк подписывает договор гарантии, обеспечивает его подписание предпринимателем и направляет подписанный договор гарантии в финансовое агентство;
4) банк после получения из финансового агентства подписанного договора гарантии осуществляет выдачу кредита предпринимателю.»;
пункт 60 изложить в следующей редакции:
«60. Мониторинг реализации Программы/Механизма осуществляется финансовым агентством на основе Правил проведения мониторинга проектов, реализуемых в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», утверждаемых уполномоченным органом по предпринимательству.»;
пункты 64 и 65 изложить в следующей редакции:
«64. Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на основе представленных заявлений о согласии субъектов предпринимательства по представлению сведений о налогоплательщике направляет в финансовое агентство сведения об объемах уплаченных налогов и платежей в бюджет и численности работников участников Программы/Механизма. Годовые данные за последние 5 (пять) лет о доходах, объемах уплаченных налогов и платежей в бюджет и численности работников участников Программы/Механизма представляются по запросу финансового агентства на основе представленных заявлений о согласии субъектов предпринимательства по представлению сведений о налогоплательщике.
65. Финансовое агентство для целей формирования общего комплексного годового аналитического отчета эффективности Программы/Механизма не позднее апреля года, следующего за отчетным, направляет результаты мониторинга первого и второго направлений Программы оператору нефинансовой поддержки и в уполномоченный орган.»;
дополнить приложениями 8 и 9 согласно приложениям 3 и 4 к настоящему постановлению;
2) в постановленииПравительства Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 820 «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидности для решения задачи доступного кредитования»:
часть девятую пункта 2 изложить в следующей редакции:
«При этом на цели пополнения оборотных средств БВУ вправе направить не более 50 % от выдаваемых кредитных средств в рамках одного проекта заемщика. Данное ограничение не распространяется на финансирование проектов по производству в агропромышленном комплексе.»;
часть вторую пункта 5 изложить в следующей редакции:
«В случае кредитования проектов на сумму свыше 10 миллиардов тенге необходимо положительное заключение соответствующего отраслевого центрального уполномоченного органа.»;
часть первую пункта 6 изложить в следующей редакции:
«сохранение/увеличение среднегодовой численности рабочих мест, на основе данных налоговой отчетности или достижение роста дохода на 10 % после 2 (два) финансовых лет с даты решения финансового агентства о субсидировании и/или гарантировании.»;
дополнить пунктом 7-1 следующего содержания:
«7-1. Условия гарантирования проектов СЧП:
Гарантированию подлежат кредиты с номинальной ставкой вознаграждения, не превышающей 15 % годовых. Размер гарантии в рамках одного проекта заемщика не может превышать:
50 % от суммы кредита до 3 млрд. тенге включительно;
20 % по кредитам свыше 3 млрд. тенге до 5 млрд. тенге включительно.
Срок гарантии не более срока кредита.
Условия, порядок и механизм гарантирования, а также мониторинг реализуемых проектов в рамках настоящего механизма регламентируются Правилами гарантирования по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2016 года № 234.»;
приложение к механизму кредитования приоритетных проектов изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин
Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал
Подписаться