В Казахстане прорабатывается механизм регулирования новых форм занятости — С. Шапкенов

На площадке пресс-центра Правительства РК состоялся брифинг по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 г. На вопросы журналистов по сфере социальной защиты и трудовых отношений ответил министр труда и социальной защиты населения Серик Шапкенов.

В числе первых прозвучал вопрос о неполном объеме поступивших декретных выплат вышедшим в декрет женщинам, работавшим в частных СМИ. Причиной стали поправки в Налоговый кодекс, принятые в июле месяце прошлого года в части освобождения организаций негосударственных СМИ от уплаты налогов и соответствующих платежей.

Как известно, социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования, являются не налоговым сбором, регламентируемым Налоговым кодексом, а обязательным социальным платежом работодателя за своих работников, обеспечивающим участие последних в системе обязательного социального страхования на случай наступления социального риска.

В соответствии с законодательством Фондом осуществлены социальные выплаты сотрудникам СМИ за фактический период участия в системе социального страхования с учетом среднемесячного дохода на момент назначения выплаты.

То есть фактически нарушений законодательства нет.

«Но работники, вышедшие в декрет не должны пострадать, и в настоящее время заинтересованными государственными органами разрабатываются поправки в законодательство, направленные на решение сложившейся проблемной ситуации», — проинформировал С. Шапкенов.

До конца года, по его словам, законопроект будет внесен в Парламент.

Следующий вопрос поступил по поводу коэффициентов к месячным расчетным показателям при назначении пособий инвалидам.

По информации МТСЗН, в соответствии с Трудовым кодексом размер заработной платы работника, отработавшего полностью норму рабочего времени и выполнившего нормы труда или трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера заработной платы (МЗП).

То есть с января 2021 года работодатели будут обязаны работникам, получающим заработную плату ниже 60 тыс тг, повысить ее до установленного уровня. В первую очередь, повышение МЗП коснется «низкооплачиваемых» категорий работников.

Во-вторых, работодатель при установлении уровня оплаты труда, как правило, руководствуется определенными показателями, одним из которых является МЗП.

МЗП используется как минимальный тариф для специалиста низкооплачиваемых профессий. В зависимости от уровня сложности работ и квалификации, необходимой для выполнения работы, для других категорий оплата увеличивается. Следовательно, те работодатели, которые при установлении уровня зарплаты используют показатель МЗП, также будут пересматривать заработную плату других категорий работников.

Для установления размеров государственных пособий и выплат в нашей стране используются такие показатели, как величина прожиточного минимума и месячный расчетный показатель. Их размеры ежегодно устанавливаются с учетом прогнозного уровня инфляции Законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. Как отметил министр, соответственно, пособия будут увеличены на размер процента инфляции.

«Минимальная заработная плата увеличится с 42 до 60 тыс. тг. и коснется 1 млн 600 тыс. граждан. Среди них есть и лица с инвалидностью. На сегодня из 700 тыс. лиц с инвалидностью 400 тысяч являются трудоспособного возраста. И 129 тыс. из них непосредственно работают, поэтому повышение их также коснется», — сказал С. Шапкенов.

Один из актуальных вопросов на сегодня для граждан не только нашей страны — это угроза потери рабочих мест из-за повсеместной автоматизации и цифровизации.

Интенсивность выхода новых технологий непрерывно растет. Быстрый прогресс не только открыл перспективы для экономики, но и выставил новые требования к квалификации работников, что в свою очередь требует переквалификации, освоения цифровых навыков и новых профессий.

«В ближайшем будущем в мире более 85 млн рабочих мест могут быть вытеснены с рынка труда» — отметил С. Шапкенов.

Кроме того, согласно последнему исследованию 8-ми крупнейших экономик мира, к 2030 году порядка 100 млн работникам, или примерно каждому 16-му, придется сменить род деятельности.

Изменение старых или появление новых профессий зависит от того, какие технологии будут развиваться и какие тренды определяют сценарии будущего. Применение новых технологий на предприятиях меняет процесс выполнения работ. Современные машины, станки и оборудование начинают выполнять часть операций без помощи людей и тем самым показывают, какие производственные задачи и вместе с ними профессии исчезнут.

С другой стороны, инновационные технологии и механизмы ставят новые трудовые задачи и, как следствие, в будущем указанные изменения и формируют новые профессии.

По словам министра, в МТСЗН проведен анализ текущих профессий на предмет определения будущих трендов рынка труда, специальностей и навыков, которые станут актуальными или появятся в ближайшем десятилетии, с учетом трансформирующихся и исчезающих профессий.

Результатом данной работы стало создание Атласа новых профессий и компетенций Казахстана. Атлас – это инструмент, с помощью которого можно в кратчайшие сроки начать опережающую подготовку специалистов под будущие потребности рынка.

Атлас включил в себя 239 новых, 95 трансформирующихся и 129 исчезающих профессий по 9 приоритетным отраслям (нефтегазовая отрасль, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, информационно-коммуникационные технологии, энергетика, туризм, строительство, горно-металлургической отрасли).

Таким образом, Атлас помогает сориентироваться работникам в каком направлении будет развиваться отрасль и какими навыками и компетенциями им необходимо обладать для соответствия требованиям новой экономики.

Также Атлас позволяет организациям образования актуализировать учебные планы с учетом необходимости обучения казахстанцев новым навыкам и компетенциям, востребованным со стороны работодателей и в соответствии с современными реалиями.

«Кроме того, министерством принимается ряд других мер. К примеру, на платформе Енбек организовывается онлайн обучение. Плюс идет обучение работников на рабочем месте. Будем переобучать людей в соответствии с новыми реалиями», — проинформировал С. Шапкенов.

Подробно ответил министр и на вопрос о разработке по поручению Главы государства проекта Социального кодекса в целях искоренения патерналистских настроений и социального иждивенчества в Казахстане. По словам министра, в настоящее время разработана Концепция Социального кодекса, основанная на на трех базовых принципах, о которых говорил Глава государства. В нем будут отражены все трудности, которые может испытывать человек с момента рождения.

Во-первых, в нем будут объединены все 16 законов социальной сферы.

Во-вторых, будут соблюдены главные принципы — адресность и нуждаемость.

В-третьих, будет заложен принцип солидарности и ответственности государства и граждан.

Система социальной защиты является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан: пенсионеров, лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и других. Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

Как известно, с целью оказания социальной помощи именно нуждающимся гражданам с 1 января 2020 года был пересмотрен механизм оказания адресной социальной помощи. Так, в случае необоснованного отказа трудоспособного члена семьи от представленной работы вся семья сразу лишается права на получение АСП. Также для получения достоверных и полных сведений о получателях соцпомощи интегрированы 24 информационных системы различных государственных органов. Ведется работа по созданию цифровой карты семьи, электронного социального кошелька.

Таким образом, сегодня уже принимаются меры по снижению иждивенческого настроя со стороны получателей социальной помощи.

Вместе с тем, по поручению Главы государства в рамках разработки Социального кодекса будут рассмотрены и другие меры для принятия комплексного решения по переформатированию общественного отношения к социальной политике.

По информации министерства, в Социальном кодексе будет систематизирован весь комплекс мер социальной защиты и поддержки, оказываемый на различных этапах жизни, в зависимости от жизненной ситуации.

Уже подготовлена концепция Социального кодекса, в которой сформированы основные подходы, направленные на качественное улучшение системы социального обеспечения, а именно:

  • усиление мер по обеспечению социальных прав и гарантий (повышение правовой грамотности граждан; развитие института социального сопровождения нуждающихся семей; внедрение индекса социального благополучия населения);
  • модернизация социальной поддержки граждан (обеспечение соцвыплат на уровне не менее международных минимальных норм социального обеспечения; внедрение подушевого финансирования соцуслуг);
  • внедрение интегрированной модели предоставления социальных стандартов (внедрение «Цифровой социальной карты»; принятие превентивных мер по направлениям социальной сферы);
  • трансформация и реинжиниринг государственных услуг (переход от заявительного к проактивному оказанию услуг; заочное освидетельствование, автоматизация процессов оказания адресной социальной помощи);
  • реформирование социальных институтов (создание государственного социального фонда на базе государственного фонда социального страхования с передачей ему функций по назначению пенсий и пособий; консолидация финансовых потоков соцсферы (РБ и средств внебюджетных фондов).

В перспективе, принятие Социального кодекса позволит: создать единый источник знаний граждан о своих социальных правах и обязанностях, принять превентивные меры по обеспечению социальных прав и гарантий, повысить социальную защищенность граждан.

После введения пособия многодетным семьям, которым независимо от дохода стали выплачивать по 4 МРП на каждого ребенка, в обществе стали говорить о том, что такую же помощь нужно оказывать всем матерям, вне зависимости от количества детей, потому что они также, как и многодетные, несут затраты на их развитие и воспитание. 

На вопрос есть ли вероятность введения подобного детского пособия, министр ответил, что на сегодняшний день в Казахстане выстроена комплексная модель поддержки семей с детьми, по защите материнства и детства, которая включает систему государственных пособий, социальных выплат, мер по содействию занятости, льготы при налогообложении и другие меры социальной защиты на всех этапах жизни граждан.

В стране действует целостная система социальной поддержки семей с детьми, в том числе семей, не являющихся многодетными (с одним, двумя, тремя детьми), которая включает в себя социальную выплату по беременности и родам (порядка 40% от среднемесячной заработной платы), пособие на рождение ребенка (на рождение первого, второго, третьего ребенка – 105 564 тенге, на четвертого и более ребенка – 175 014 тенге), по уходу за ребенком до достижения одного года (от 16 002 до 24 725 тенге), для родителей занятых уходом за ребенком-инвалидом (45 736 тенге), которые выплачиваются без учета дохода семьи.

Помимо этого, предусмотрено субсидирование обязательных пенсионных взносов женщинам, занятым уходом за ребенком до достижения одного года, в размере 10% от среднемесячного дохода.

Что касается внедрения пособий многодетным матерям 4 и более ребенка, которое было осуществлено в прошлом году, сделано это было для достижения двух целей: стимулирования демографического роста и повышения доходов для многодетных семей. В результате, если в 2019 году многодетных семей было 252, то за 2020 год их стало 428.

«Внедрение такой поддержки для других категорий семей не рассматривается», — сказал С. Шапкенов.

По поводу нового пособия по уходу за инвалидами 1 группы, министр проинформировал, что 23 сентября т. г. Сенат принял и направил на подпись Главе государства закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан».

Закон вступает в силу со дня его подписания и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

Параллельно разработаны подзаконные нормативные правовые акты, включая НПА по введению пособия лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы в размере 48 023 тенге. Таким образом, с момента вступления закона в силу данным пособием будут охвачены граждане, осуществляющие уход за лицами с инвалидностью 1 группы как с детства, так за теми, кто получил инвалидность в течение жизни.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться