Экологические инициативы и совершенствование законодательства — развитие сферы геологии и природных ресурсов Казахстана по итогам 2021 года 

Сегодня состоялось заседание коллегии Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан по итогам деятельности министерства за 2021 год и задачах на 2022 год.

Основной задачей лесоустройства является переход на непрерывное лесоустройство к 2027 году — А. Шалабекова 

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Алия Шалабекова доложила об исполнении Комитетами лесного хозяйства и животного мира и рыбного хозяйства Плана работ на 2021 год и итогах деятельности.

 

В 2021 году было высажено 138 млн шт. деревьев согласно плану. На 2022 год запланированный объем воспроизводства леса будет осуществлен на площади 112 тыс. га, количество высаживаемых деревьев составит 279 млн шт. В целях обеспечения цифрового мониторинга по посадке деревьев создана интерактивная карта и мобильное приложение OrmanMap.

Справочно: имеется 100% обеспеченность площадями для лесоразведения. Для посадки наряду с выращиванием посадочных материалов, планируется приобретение 40 млн посадочного материала у частных питомников. В текущем году в целях стимулирования бизнеса на развитие и создание частных питомников и плантаций быстрорастущих древесных кустарниковых пород на возмещения расходов до 50% предусмотрены финансовые средства в размере более 707 млн тенге. В базу геоданных внесены сведения из утвержденных Комплексных планов по воспроизводству лесов и лесоразведению по областям РК. Интерактивная карта позволяет отображать в картографическом виде все планируемые показатели по областям, а также следить за качественным исполнением утвержденных планов.

В рамках исполнения поручения Главы государства по посадке саксаульных насаждений на осушенном дне Арала в 2021 году выполнены фитолесомелиоративные работы на площади 100 тыс. га. В 2022 году запланировано проведение посева на площади 250 тыс.га.

По состоянию на 1 января 2022 года на территории государственного лесного фонда зарегистрирован 751 случай лесных пожаров, на общей площади 167 тыс. га. Общий ущерб от пожаров составил свыше 6,3 млрд тг. За прошлый год на территории государственного лесного фонда выявлено 397 случаев незаконной рубки леса в объеме 9780 м3. Ущерб составил 152,7 млн тг. Незаконные рубки леса допущены в больших объемах в государственных учреждениях лесного хозяйства Восточно-Казахстанской области (4200 м3) и в государственном лесном природном резервате «Семей орманы» (4054 м3). Материалы по всем фактам незаконной рубки переданы в правоохранительные и судебные органы.

Наибольшие площади лесных пожаров зафиксированы в Костанайской, Алматинской, Акмолинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. 

За период 2021 года на территории государственного лесного фонда выявлено 397 случаев незаконной рубки леса в объеме 9780 куб. м. 

Справочно: в лесах, находящихся в ведении областных исполнительных органов и других государственных лесовладельцев зафиксирован 131 случай незаконной рубки леса в объеме 5 359 м3. Ущерб составил 99,8 млн. тенге; в лесах, находящихся в ведении Комитета лесного хозяйства и животного мира зафиксировано 98 случаев незаконной рубки леса в объеме 4 421 м3. Ущерб составил 52,9 млн тг. Всего по РК предъявлено исков на сумму 94,8 млн тг.; взыскано – 11,2 млн тг. Рассмотрено судами 7 уголовных дел и 55 административных дел. 

С 2014 года по 2021 год проведено лесоустройство гос. лес фонда, на площади 24,7 млн га (82,3%). В 2022-2024 годах эта работа будет продолжена. Основной задачей лесоустройства является переход на непрерывное лесоустройство к 2027 году. Таким образом периодичность лесоустроительных работ (каждые 10 лет лесные учреждения, 15 лет природные парки и резерваты, 25 лет заповедники) восстановится, проблема просрочки лесоустроительных проектов будет решена.

Справочно: Основной задачей лесоустройства на ближайшую перспективу является создание единой цепи лесоуправления - лесоустройство - геоинформационных систем. Для этого планируется:

1) Усовершенствования программного комплекса SOLI_N разработанного предприятием с целью внедрения в систему лесного хозяйства непрерывного лесоустройства и распространения модуля программы в учреждения лесного хозяйства;

2) Разработка пилотного проекта создания базы данных первичных документов, для создания единой базы данных по лесоустройству и поэтапное внедрение в производства автоматизированный программный комплекс (информационная система) «Лесничество» 2022-2025 гг;

3) В 2023 году запуск пилотного проекта с целью отработки ведения непрерывного лесоустройства на базе РГП «Жасыл Аймак», внедрение в производства РГП «Жасыл Аймак» работе с ГИС программами, с обеспечением соответствующей оргтехникой и программами;

4) В 2027 году переход в непрерывное лесоустройство.

Развитие экологического туризма в ГНПП осуществляется в рамках Государственной программы развития туристской отрасли на 2019-2025 годы. В 2021 году общее число посетителей ООПТ составило порядка 1,5 млн человек. Основным драйвером экотуризма является горный кластер Алматинского региона, в состав которого включены территории 4-х ГНПП («Алтын-Эмель», «Көлсай көлдері», Иле-Алатауский и Чарынский). На сегодняшний день инвесторами были реализованы проекты в объеме 2,2 млрд тг.

Справочно: согласно условиям договора в 2021-2025-х годах в указанных парках планируется инвестиции в размере 26,5 млрд тг. К прогнозному периоду ожидаемый поток туристов составит более 2 млн человек и создаст более 1200 рабочих мест.

В настоящее время возможно провести оплату через приложение Kaspi.kz за использование ООПТ в ГНПП: Иле-Алатауский, «Көлсай көлдері», Буйратау и Жонгар-Алатауский.

В прошлом году проведено 2179 комплексных рейдов и 624 проверки, при этом выявлено 1113 правонарушений природоохранного законодательства, в том числе по охоте — 416, по лесу — 697. Для борьбы с браконьерством ежегодно МЭГПР совместно с МВД и КНБ проводится акция «Сайгак».

Справочно: по указанным нарушениям привлечено к административной ответственности 1089 человек, в том числе по охоте 400, по лесу 689. Наложено административных штрафов на сумму 12,2 млн тг., из них взыскано 10,6 млн тг.

В 2020 году проведено 2146 рейдовых мероприятий и 648 проверок. Составлено 1243 протоколов. Привлечены к адмответственности 1841 человек. Наложено адмштрафов на сумму 12149,35 тыс. тенге, взыскано на сумму 11486,7 тыс. тенге.

В прошлом году на законодательном уровне была проведена следующая работа:

  • регламентирован порядок перевода земель запаса обратно в земли особо охраняемых природных территорий;
  • внесены поправки в Закон по исключению взимания платы с пенсионеров, инвалидов, ветеранов, ветеранов труда и детей дошкольного возраста;
  • сокращены сроки предоставления участков государственных национальных природных парков в долгосрочное пользование до 25 лет;
  • при активной поддержке депутатов Парламента был принят Закон «Об ответственном обращении с животными».

«Пользуясь случаем, просим поддержать находящиеся на рассмотрении Парламента следующие законопроекты: О растительном мире и сопутствующий к нему законодательный акт, Законопроекты по усилению ответственности за экологические правонарушения на ООПТ», — отметила А. Шалабекова.

В текущем году будет продолжена работа по исполнению поручений Президента:

- по посадке 2 млрд деревьев, а также на осушенном дне Аральского моря;

- по сохранению и воспроизводству животного мира;

- по развитию экологического туризма.

Реализовано 9 инвестпроектов по производству рыбы общей мощностью порядка 10 тыс. тонн с созданием около 280 рабочих мест и привлечением около 3 млрд. тенге частных инвестиций.

Наряду с индустриальными инвестпроектами создано 156 новых озерно-товарных и садковых хозяйств на естественных водоемах.

В прошедшем году в целях создания благоприятных условий для бизнеса, на законодательном уровне принят ряд поправок, которые позволили расширить возможности субъектам рыбоводства.

Наряду с существующими мерами государственной поддержки в виде 25% инвестсубсидий, а также субсидирование 30 % расходов на корма, дополнительно внедрены новые меры господдержки, которые показаны на слайде.

Особое внимание уделяется обеспечению благоприятных условий в период нереста рыбы. В рамках совместного приказа МЭГПР, МВД и КНБ в Атырауской, Мангистауской и Западно-Казахстанской областях проведена рыбоохранная акция «Бекіре».

 

Следует отметить, что наряду с охранными мероприятиями, ежегодно принимаются меры по сохранению и воспроизводству рыбных ресурсов естественных водоемов. Это спасение рыб в весенний и осенний периоды, противозаморные мероприятия в зимний период, а также искусственное воспроизводство ценных видов рыб.

Устойчивое использование рыбных ресурсов обеспечивается благодаря институту долгосрочного закрепления рыбохозяйственных водоемов за бизнесом. На основании чего бизнес получает право пользования рыбными ресурсами в рамках утвержденных лимитов на вылов рыб. Проведение данного комплекса мероприятий по сохранению рыбных ресурсов позволило увеличить объем вылова рыбы с 45 тысяч тонн в 2020 году до 48 тысяч тонн в 2021 году.

Усовершенствовано законодательство в области рыболовства, направленное на снижение финансовой нагрузки на субъектов рыбного хозяйства, стимулируя их рационально использовать рыбные ресурсы и исключить коррупционные риски в механизме закрепления водоемов.

Кроме того, в реализацию Пятого каспийского саммита, состоявшегося в городе Актау 12 августа 2018 года Главой государства в октябре прошлого года подписан Закон РК «О ратификации Протокола о сохранении биологического разнообразия к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря». 

В 2022 году в рыбной отрасли намечены следующие задачи:

Первое. Увеличение объемов выращивания рыбы с 13 тыс. тонн до 23 тыс. тонн.

Второе. Включение законопроекта «Об аквакультуре» в План законопроектных работ Правительства на 2023 год.

Третье. Внедрение новых мер государственной поддержки в рыбное хозяйство.

Четвертое. Внедрение системы прослеживаемости рыбы.

 

Водные ресурсы являются одним из важнейших элементов устойчивого развития страны — С. Кожаниязов 

В свою очередь, как доложил вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Серик Кожаниязов доложил о проделанной работе Министерства по развитию водной отрасли по итогам 2021 года и планах на 2022 год.

Казахстан зависит от трансграничных стоков поэтому взаимовыгодное сотрудничество с сопредельными странами является ключевым фактором обеспечения водной безопасности страны. Наиболее зависимыми от трансграничного стока являются Арало-Сырдарьинский, Жайык-Каспийский и Шу-Таласский бассейны.

«По бассейну р. Сырдарья, совместно с Узбекистаном осуществляем товарообмен электроэнергией с Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан, что обеспечивает дополнительный сброс воды из водохранилищ Токтогул и «Бахри-Точик». Так, в прошлом году за счет таких мер из верхних водохранилищ было дополнительно сброшено порядка 700 млн м3 воды для нужд казахстанской стороны. С Кыргызстаном по бассейнам р. Шу и Талас в рамках Комиссии по использованию водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования утверждаем режимы работ Орта-Токойского и Кировского водохранилищ, а также графики подачи воды по каналам межгосударственного пользования», — сообщил С. Кожаниязов.

 

 

По бассейну р. Жайык с 2018 года наблюдается период маловодья. На этом фоне сток р. Жайык уменьшился в 2 раза по сравнению со среденемноголетними значениями. Для улучшения водохозяйственной обстановки в бассейне р. Жайык в маловодные годы реализуется Единая дорожная карта по проведению совместных исследований гидрологического режима для обеспечения паводкового стока близких к максимальным расходам в маловодные годы.

Принята и реализуется Программа казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной р. Жайык на 2021-2024 гг.

Стоит отметить, что в рамках казахстанско-китайской Совместной комиссии по использованию и охране трансграничных рек реализуются мероприятия по рекам Ертис, Иле, Емель, Текес, Улкен Уласты. В соответствии с поручением Главы Государства, для уменьшения зависимости от трансграничного стока и обеспечения восстановления орошаемых земель ведется работа по строительству и реконструкции водохозяйственной инфраструктуры и цифровизации оросительных каналов.

В целях снятия угрозы затопления и обеспечения безопасной эксплуатации проводится реконструкция аварийных водохранилищ и гидротехнических сооружений. Восстановлено 16 гидротехнических сооружений из них в 2021 году были восстановлены 4 объекта в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской и Туркестанской областях (Кызылагаш, Уйдине головной водозабор, Айтек, Досан Карабас).

В рамках строительства 9 новых водохранилищ в прошлом году было сдано в эксплуатацию водохранилище «Кенсай-Коскорган-2» в Туркестанской области. По остальным ведется разработка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации.

За счет республиканского бюджета и займов международных финансовых организаций (Исламский Банк Развития, Европейский Банк Развития и Реконструкции, Всемирный банк) в прошлом году реконструировано 1050 км оросительных каналов, что позволило восстановить 78 тыс. га и улучшить водообеспеченность на площади 13 тыс. га орошаемых земель.

Кроме того, в 2021 году реконструировано порядка 6 тыс. гидротехнических сооружений на каналах и восстановлено 95 скважин вертикального дренажа. Оцифровано 16 каналов. В результате, на 273 млн м3 уменьшены потери воды.

Справочно: за счет средств займа ЕБРР реализуются проекты в Актюбинской (15,7), Жамбылской (51,3) и Туркестанской (25,7) областях на общей площади 92,7 тыс. га.

За счет средств ИБР – Алматинской и Жамбылской областях на общей площади 136,9 тыс. га. Общая стоимость – 53,2 млрд тг. Период реализации – 2018-2024 гг. За счет займа Всемирного банка (ПУИД-2) Алматинская, Жамбылская, Туркестанская, Кызылординская области — 106 млрд тг в том числе РБ-74 млрд тг. Улучшение водообеспеченности 101 тыс.га орошаемых земель.

Из всего водозабора на регулярное орошение приходится порядка 12,1 км3. Из которых 11,8 км3 – на 4 южные области: Алматинская, Жамбылская, Туркестанская и Кызылординская с площадью орошения 1,25 млн га, т.е. это 97% от всего водозабора на орошение и 78% от всей орошаемой площади по стране.

При этом, на 1 января 2022 года площадь, охваченная водосберегающими технологиями по республике, составила 258 тыс. га. Из них в южном регионе из 1,25 млн га внедрено всего лишь на 5,4% от всей площади орошения или 67,7 тыс. га.

В условиях маловодья вегетационный период 2021 г. в южных регионах прошел очень сложно. В результате своевременно принятых мер удалось обеспечить поливной водой фермеров без особых потерь.

Вегетация текущего года также пройдет в сложных условиях.

В Алматинской области площадь орошения составляет 472 тыс. га. В целях уменьшения дефицита водных ресурсов акиматом области планируется снижением посевов влагоемких культур, в том числе риса на 1 тыс. га в Балхашском районе. Все водохранилища области находятся в режиме накопления.

По Жамбылской области площадь орошения составляет 182 тыс. га.

Несмотря на договоренности с кыргызской стороной, есть риск недополучения согласованных объемов по межгосударственным водным объектам. Кроме того, по области ведется масштабная работа по реконструкции оросительных сетей, подача поливной воды будет осуществляться по обводным каналам, что соответственно приведет к потерям воды.

В связи с чем, акимату области рекомендовано вести работу с фермерами по максимальному применению водосберегающих технологий, также соблюдению технологий полива.

Будут продолжены работы по распределению воды между хозяйствами методом водооборота с соблюдением очередности.

В целом, по этим двум областям планируется, что предстоящая вегетация пройдет на уровне прошлого года.

Особую обеспокоенность вызывает бассейн реки Сырдарья.

По предварительным расчетам в текущий межвегетационный период ожидается самый низкий приток в Шардаринское водохранилище.

«Мы испытываем большие трудности с наполнением Шардаринского водохранилища, ограничивая сброс в нижнее течение реки. С начала межвегетационного периода низовья реки недополучили более 2 млрд м3 воды. На сегодня в Шардаринском водохранилище и Коксарайском контррегуляторе накоплено воды на 770 млн м3 меньше чем в прошлом году. Учитывая это и ожидаемую низкую приточность, наполнение водохранилища в соответствии с согласованным прогнозом (МКВК) становится весьма затруднительным. В вследствие чего может возникнуть ряд проблем по обеспечению поливной водой фермеров Туркестанской и Кызылординской областей, а также осложнение экологической обстановки в Приаралье», — сообщил С. Кожаниязов. 

 

По Кызылординской области (251 тыс. га) проводятся мехочистка магистральных и межхозяйственных каналов, планируется приобрести 67 дополнительных насосов (ведется работа с Министерством финансов и акиматом по выделению средств на общую сумму 3,7 млрд тг из резерва Правительства), а также будут приняты меры по рациональному распределению и вододелению поливной воды.

Кроме того, по опыту прошлого года будет применяться очередность полива и повторное использование коллекторно-дренажных вод. Учитывая сложившуюся ситуацию, акимату рекомендовано сократить посевы риса.

По Туркестанской области (484 тыс. га), рекомендовано исключить посевы риса на подвешенных площадях к каналу Достык в Мактааральском и Жетысайском районах.

Также проводится мехочистка магистральных и межхозяйственных каналов, ведутся работы по приобретению дополнительных насосов для повторного использования коллекторно-дренажных вод.

Учитывая приток по реке Сырдарья, есть большой риск недобора воды в Коксарай (всего до 300 млн м3 или 10% от проектного объема). В связи с чем, акимату Туркестанской области рекомендовано исключить посевы в районе Коксарайского контррегулятора.

В рамках подготовки к вегетационному периоду проведены выездные совещания с участием представителей МСХ, МИО, водохозяйственных организаций и фермеров в Жамбылской, Туркестанской, Кызылординской и Алматинской областях.

По итогам проведенных совещаний по каждой области были даны рекомендации акиматам и фермерам, а также поручения бассейновым инспекциям и РГП «Казводхоз» по принятию дополнительных мер по стабильному обеспечению поливной водой фермеров.

Обеспечение населения качественной питьевой водой является одной из приоритетных задач министерства.

Министерство является администратором бюджетной программы по строительству и реконструкции групповых водопроводов.

В 2021 году введено в эксплуатацию 5 групповых водопроводов в Акмолинской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областях. Также в тестовом режиме качественная питьевая вода подается по 3 объектам в Актюбинской, Карагандинской и Кызылординской областях (общей протяженностью 800 км).

Таким образом, доступ к качественной питьевой воде получили 5 сельских населенных пункта где проживает 5,8 тыс. человек и улучшено водоснабжение в 51 СНП и 3 городах (Жезказган, Сатпаев, Макинск) с населением 203 тыс. человек.

Из-за высокой изношенности магистральных сетей водоснабжения в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях (Нуринский групповой водопровод, Ишимский групповой водопровод, Булаевский групповой водопровод), введенных в эксплуатацию более 50 лет назад (изношенность сетей свыше 65%), эксплуатирующая организация несет значительные затраты на их содержание. В свою очередь Министерство ведет планомерную реконструкцию, что позволит значительно сократить потери воды в водопроводных сетях (до 2025 год).

«Как я уже выше отметил, наряду с принимаемыми мерами по улучшению водохозяйственной обстановки в стране, прогнозируется сокращение притока с территории сопредельных стран. Учитывая антропогенные воздействия как внутри страны, так и за ее пределами, к 2030 году дефицит водных ресурсов может составить около 23,2 км3. Основными причинами являются: большая зависимость от трансграничных стоков, низкая эффективность использования воды, большая изношенность водохозяйственной инфраструктуры, несовершенная структура и низкая укомплектованность уполномоченного органа, слабое научное сопровождение», — сказал С. Кожаниязов. 

Ряд из этих проблем уже решаются в рамках Национального проекта «Жасыл Қазақстан», согласно которому к 2025 году планируется сократить потери при орошении на 4 км3, а в промышленности уменьшить объем забора свежей воды на 1,3 км3.

Справочно: сокращение потерь при орошении на 4 км3 планируется за счет реализации комплекса мероприятий по реконструкции 7,4 тысяч километров оросительных сетей, цифровизации водоучета на 212 каналах и реконструкции 16 гидротехнических сооружений. Сократить объем забора свежей воды на 1,3 км3 в промышленности планируется за счет увеличению объёмов оборотного и/или повторного водоснабжения.

В соответствии с поручением Главы Государства по обеспечению водной безопасности в настоящее время разрабатываются основные подходы по реализации государственной водной политики, предусматривающие усиление позиций Казахстана в переговорных процессах, укрепления кадрового потенциала Комитета по водным ресурсам и его бассейновых инспекций. Данные подходы будут внесены в Правительство в установленные сроки.

  1. Для усиления позиции Казахстана в переговорных процессах необходимо создать Национальный водный совет по выработке решений особо важных вопросов межгосударственных взаимоотношений.
  2. Повысить кадровый потенциал Комитета по водным ресурсам и усилить его бассейновые инспекций за счет планируемой к сокращению штатной численности Министерства.
  3. Для принятия научно-обоснованных управленческих решений и выработки рекомендаций ведения межгосударственных переговоров необходимо усилить Казахский научно-исследовательский институт водного хозяйства (КазНИИВХ), с созданием в его составе информационно-аналитического центра по проблемам водных ресурсов и водного хозяйства.

В свою очередь для реализации предлагаемых мер потребуются законодательные изменения, и в первую очередь принять новый Водный кодекс (поручение Президента Республики Казахстан, данное на расширенном совещании Правительства 8 февраля 2022 года).

Работа над новым Водным кодексом началась.

 

«Проведен анализ водного законодательства и опыта в области управления водными ресурсами зарубежных стран. Разработан и согласован с Министерством юстиций консультативный документ регуляторной политики, который размещен на портале открытых НПА и на сайте министерства. Разработана концепция нового Водного кодекса и сопутствующего законопроекта. Проведены консультации с экспертами и научными организациями.

Проведен круглый стол по обсуждению проекта Концепции новой редакции Водного кодекса. Разработан проект Общей части Водного кодекса, ведется работа над Особенной частью и сопутствующим законопроектом. В указанные сроки проект нового Водного кодекса будет внесен в Администрацию Президента и Мажилис Парламента», — сказал вице-министр.

Срок внесения законопроектов в Парламент – первое полугодие 2023 года. Основными положениями Водного кодекса в новой редакции будут являться:

Первое. Сохранение водно-ресурсного потенциала страны.

Второе. Определение механизмов, стимулирующих водопользователей использовать водосберегающие технологии.

Третье. Создание модели тарифообразования, стимулирующей применение государственно-частного партнерства для поддержки развития водохозяйственной инфраструктуры.

Четвертое. Цифровизация мониторинга, учет и прогноз водоресурсного потенциала Казахстан, а также повышение роли науки в управлении водными ресурсами.

Пятое. Гармонизация национального законодательства с принципами международного права.

 

«Теперь о планах на текущий год. Продолжится работа по реконструкции аварийных водохранилищ и гидротехнических сооружений. До конца 2022 года будут восстановлены 3 аварийных водохранилища (Уйдине, Чар, Каргыба) в Восточно-Казахстанской области. В рамках строительства 9 новых водохранилищ до 2025 года будет начато строительство водохранилища Караозек объемом в Кызылординской области и будет завершена разработка проектно-сметных документации для строительства 5-ти водохранилищ», — отметил вице-министр.

За счет Республиканского бюджета и займов международных финансовых организаций (Исламский Банк Развития, Европейский Банк Развития и Реконструкции, Всемирный Банк) будет реконструировано порядка 1720 км магистральных и межхозяйственных каналов (в том числе 712 км GEBL-2), что позволит восстановить 80 тыс. га и улучшить водообеспеченность на площади 24 тыс. га орошаемых земель.

Также будет восстановлено порядка 14 тыс. гидротехнических сооружений на каналах и реконструировано 676 км коллекторов. Оцифровано 23 канала. В результате реализации вышеперечисленных мероприятий будут уменьшены ежегодные потери воды на 458 млн м3.

Также ведется работа по 5 проектам строительства и реконструкции групповых водопроводов протяженностью 194 км в Карагандинской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областях что позволит улучшить водообеспечение в 94-х СНП с количеством населения более 300 тыс.человек.

Справочно: кроме того, министерством направлена бюджетная заявка в размере 3,6 млрд тг на 1-ое уточнение для начала реализации 18 проектов питьевого водоснабжения. Будет построено и реконструировано, обеспечено и улучшено водоснабжение в 6 СНП численностью населения 4 тыс. человек в Атырауской и Кызылординской областях.

Стихийные свалки полностью ликвидированы в Кызылординской, Атырауской областях и в городах Алматы и Шымкент — З. Жолдасов

Как сообщил председатель Комитета экологического регулирования и контроля МЭГПР РК Зулфухар Жолдасов, фактический объем выбросов в 2021 году составил 2,4 млн тонн, что на 6% ниже уровня 2020 года. Показатель сбросов снижен на 9%. Образовано порядка 4,2 млн тонн твердых бытовых отходов, что меньше в сравнении с 2020 годом. Из существующих 3007 полигонов ТБО не соответствуют экологическим и санитарным нормам 2404.

«По результатам экомониторинга в 2021 году города Темиртау, Нур-Султан, Алматы, Актобе, Атырау, Усть-Каменогорск, Караганда, Балхаш, Жезказган, Шымкент, характеризуются высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха», — сказал З. Жолдасов.

Основными причинами загрязнения воздуха являются:

  • в городах Алматы и Нур-Султан – теплоисточники (ТЭЦ, котельные), автотранспорт и частный сектор;
  • в городах Усть-Каменогорск и Темиртау – промышленность;
  • в городах Актобе и Атырау – устаревшие канализационно-очистные сооружения.

Для улучшения экоситуации Министерством экологии РК предприняты следующие меры:

1. реализуются Дорожные карты по комплексному решению экологических проблем в регионах;

2. исполняются мероприятия национального проекта «Жасыл Казахстан» по обеспечению качества атмосферного воздуха;

3. проводится экологическое регулирование и контроль за деятельностью промышленных предприятий;

4. разрабатываются справочники и внедряются НДТ на производственных объектах;

5. разработана Дорожная карта по сокращению выбросов парниковых газов;

6. совершенствуется экологическое законодательство;

7. ликвидируются исторические загрязнения;

8. разрабатывается карта очагов экологической напряженности. 

З. Жолдасов отдельно остановился на каждом из принимаемых мер.

Дорожные карты

Министерством и местными исполнительными органами областей совместно с общественностью рассмотрены и утверждены 16 Дорожных карт, включающие 485 мероприятий. 

В 2021 году проведено 36 мероприятий, среди которых:

  • переведены на газ водогрейные котлы ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в г. Нур-Султане;
  • принят Закон «О техническом регулировании», предусматривающий функцию контроля за качеством топлива на АЗС;
  • утвержден План мероприятий по увеличению площадей зеленых насаждений;
  • введен запрет на закуп пассажирского транспорта на дизельном топливе в г. Алматы;
  • начата реализация проекта по рекультивации полей испарения «Тухлая балка», проекта по модернизации и реконструкции цехов Актюбинского завода ферросплавов;
  • начата ликвидация исторического загрязнения «Кошкар-ата». 

Планируется:

  • газификация 3 прилегающих районов Алматинской агломерации (2023 год);
  • перевод на газ алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 (2026 год).

«Реализация Дорожных карт к 2025 году позволит снизить индекс загрязнения атмосферы в 10 городах с высокого на средний», — сказал З. Жолдасов .

«Жасыл Казахстан» и снижение эмиссии

В Национальном проекте «Жасыл Казахстан» 16 крупными промышленными объектами приняты обязательства по снижению эмиссий от 20% до 30%. Предприятиями разработаны мероприятия по снижению эмиссий, позволяющие уже в 2022 году достичь нормативы эмиссии согласно нацплану. 

В 2021 году на природоохранные мероприятия выделено 167 млрд тг. Например, «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» в 2022 году планирует сокращение потребления воды с водовода «Астрахань-Мангышлак» до 70% и увеличить повторное водопользование. АО «АрселорМиттал Темиртау» планирует строительство новых электрофильтров и снизить эмиссии на 115 тыс. тонн до 2025 года.

Контрольно-инспекционная деятельность

За 2021 год проведены 1032 проверки по соблюдению экологического законодательства. Выявлено 3299 нарушений и выдано 1760 предписаний по их устранению. Наложено 2046 адмштрафов на сумму 27 млн тг и выдано 530 предписаний о возмещении ущерба в размере 7 млрд тг. Удовлетворены решением суда 148 исков о приостановлении хозяйственной деятельности.

Ремедиация 

На местах начали применяться новые нормы и принципы Экологического законодательства. Так, в Карагандинской области ТОО «Карагандинский целлюлозно-бумажный комбинат» проведена ремедиация по восстановлению утраченных свойств компонентов среды, в результате незаконного сброса на рельеф местности.

Решение проблемы по обращению ТБО

В 134 городах и районах внедрен раздельный сбор отходов, что составило 65%, а в 96 населенных пунктах внедрена сортировка. Зарегистрировано 205 организаций занимающихся отходами.

«Мы добились увеличения доли переработки отходов до 21% т.е. на 2,7 % уровня 2020 года. В дальнейшем перед нами стоит задача увеличить долю их утилизации до 34%, а промышленных до 46%», — сказал З. Жолдасов. 

Проводится работа и по решению проблем с историческими загрязнениями. По решению вопроса уничтожения ПХД и СОЗ-содержащих отходов совместно с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию прорабатывается проект по безвозмездной передаче Казахстану установки по уничтожению опасных отходов.

Ликвидация стихийных свалок

Космическим мониторингом выявлено 7 328 несанкционированных свалок, ликвидировано 6 740 или 89%. Свалки полностью ликвидированы в Кызылординской, Атырауской областях и в городах Алматы и Шымкент. По горячей линии в министерство поступило 479 обращений, из них 54% приходятся на стихийные свалки. Для решения систематической проблемы выработаны комплексные меры по ликвидации действующих и недопущению образования новых стихийных свалок.

Системные меры:

1) подписан совместный приказ (МВД, МИИР, МЭГПР) по пресечению образования стихийных свалок;

2) «Горячая линия» по реагированию на обращения жителей на стихийные и контейнерные свалки;

3) лицензирование предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией опасных отходов;

4) создан реестр мусоровывозящих предприятий.

Концепция углеродной нейтральности

Казахстан принял обязательство по Парижскому соглашению сократить выбросы парниковых газов к 2030 году на 15%, т.е. на 56 млн тонн. В 2019 году добились снижения выбросов парниковых газов на 2,4% от уровня 1990 года. Министерством разработана дорожная карта по сокращению выбросов парниковых газов для всех основных объектов.

«Продолжается работа по разработке проекта Стратегии углеродной нейтральности до 2060 года. Запланировано обновление Определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ), а также утвердим Национальный план углеродных квот на перспективу до 2025 года», — отметил председатель Комитета экологического регулирования и контроля.

Наилучшие доступные технологии 

Ведется работа по переходу на наилучшие доступные технологии с 2025 года. 

«Для этого мы начали проводить технологический аудит предприятий. За два года 83 крупных компаний прошли технологический аудит. Разработано 4 справочника НДТ (теплоэнергетика, нефтеперерабатывающая, химическая и цементная отрасли). В этом году мы их утвердим, а также разработаем еще 4 справочника», — проинформировал он.

Всего до конца 2023 года будут разработаны 16 справочников.

Совершенствование экологического законодательства

Со второго полугодия 2021 года вступил в силу новый Экологический кодекс Республики Казахстан, в рамках которого подготовлено 133 правовых акта.

Важными новеллами являются:

1) Разработка и внедрение справочников наилучших доступных технологий. Ожидаемый результат — снижение эмиссий в окружающую среду за счет модернизации технологических процессов. На первом этапе запланирован переход 50 крупных компаний выбросы которых составляют 80% страны.

2) Механизм проведения оценки воздействия. Проведение ОВОС на раннем этапе намечаемой деятельности. Вовлечение общественности на всех этапах экспертизы. Принятие решения о реализации деятельности на самом раннем этапе, до разработки концептуального проекта.

3) Стратегическая экологическая оценка (СЭО) на документы государственного планирования.

4) Обязательное внедрение автоматизированной системы мониторинга выбросов для объектов 1-ой категории и передача данных в уполномоченный орган. Позволит своевременно реагировать на нарушения и обеспечить население достоверной и своевременной информацией.

5) Послепроектный анализ фактических воздействий.

6) Работа по совершенствованию экологического законодательства продолжается.

Автоматизация процессов

В рамках цифровизации процессов разработан Единый экологический портал. На портал поступило 3719 отчетов ПЭК, обеспечены аналитические данные и их прозрачность. Цифровизирован порядок определения категорийности природопользователей, на сегодняшний день определена категория 27 тысячи операторов. Создан портал общественных слушаний, с автоматизированной регистрацией и доступом для общественности. 

В перспективе:

  • совершенствование цифровизации государственных услуг «экспертиза», «разрешение»;
  • автоматизация государственного экологического контроля;
  • автоматизация отчетности (2-ТП воздух, 2-ТП вода, РВПЗ)

Формирование экологической культуры и воспитания

В рамках Национального проекта «Жасыл Қазақстан» МЭГПР РК проводится работа по повышению экологического образования и культуры населения.

1. В программу 6 класса средней школы будет внедрен новый курс «Экология»;

2. Запланировано создание сети центров экологического просвещения (экостанции, кружки и др.) и проведение ежегодного национального конкурса «Лучшая организация эко-образования»;

3. Планируется разработка и реализация медиа-плана по экологическому образованию;

4. Проводятся различные эко мероприятия и акции как на местном, так и на национальном уровне. Так, в 2021 году в акции «Birge taza Kazakhstan» приняло участие более 668 тысяч человек. Собрано свыше 55 тыс. тонн отходов. Собранный мусор был отсортирован и передан и переработку.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться